АНАЛИЗ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЕКАТЕРИНБУРГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы пищевого поведения детей младших, средних и старших классов Екатеринбурга. Авторами проведена оценка фактического питания школьников, изучены основные пищевые пред-почтения и степень удовлетворенности всеми видами питания, степень обеспечения горячим питанием, про-веден анализ потребления основных продуктов питания в сравнении с физиологическими нормами.

Ключевые слова:
Пищевое поведение, рационы, обеспечение питанием, предпочтения, школьники, физиологические нормы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение

В настоящее время имеются многочисленные данные о связи характера и структуры питания с распространенностью некоторых алиментарно-зави­симых заболеваний у детей школьного возраста, в том числе заболеваниями ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, железодефицитной анемией, сахарным диабетом, ожирением [1].

Состояние питания различных групп населения России оценивается по данным Госкомстата, а также научно-исследовательских институтов, занимаю­щихся проблемой питания. Установлено, что по­следние 20 лет имеет место существенное ухудшение в структуре питания школьников и, как следствие, резкий рост заболеваний, связанных с этим.

 

Объекты и методы исследования

Объектами исследования являлись суточные ра­ционы и вкусовые предпочтения учащихся млад­ших, средних и старших классов семнадцати МОУ СОШ Екатеринбурга, в том числе № 167, 144, 46, 99, 2, 5, 138 (всего 1532 учащихся). Исследования были проведены в период сентябрь – май 2009–2010 гг. с применением потребительских дегустационных ме­тодов анализа, методов частотного анализа и марке­тинговых методов исследований: опросно-анкетного и личного интервью.

 

Результаты и их обсуждение

Для обеспечения обучающихся здоровым пита­нием, составными частями которого являются опти­мальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологи­чески технологическая и кулинарная обработка про­дуктов и блюд, физиологически обоснованный ре­жим питания, разрабатываются рационы питания. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фикси­рованного отрезка времени. На основании сформи­рованного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинар­ных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изде­лий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) [1].

Распределение в процентном отношении энерге­тической ценности по приемам пищи учащихся средних и старших классов в МОУ СОШ представ­лено в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Распределение энергетической ценности рациона

по прие­мам пищи обучающихся

в образовательных учреждениях [2]

 

Прием пищи

Доля суточной потребности

в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе (первая смена)

20–25

Обед в школе      

30–35

Полдник

в школе       

10

Итого        

60–70

 

В меню должно учитываться рациональное рас­пределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. При одно-, двух-, трех- и четырехра­зовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно со­ставлять: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 % (для обучающихся во вторую смену – до 20–25 %), ужин – 25 %. При круглосуточном пребывании обу­чающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20 %, обед – 30–35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %, второй ужин – 5–10 %. При организации шестиразового пи­тания: завтрак – 20 %, второй завтрак – 10 %, обед – 30 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %, второй ужин – 5 %. Допускается в течение дня отступление от норм ка­лорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышепе­речисленным требованиям по каждому приему пищи [1].

В суточном рационе питания оптимальное соот­ношение пищевых веществ – белков, жиров и угле­водов – должно составлять 1:1:4, или в процентном отношении от калорийности как 10–15, 30–32 и      55–60 % соответственно, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5 [2].

Авторами была проведена оценка фактического питания школьников средних классов Екатеринбурга на основании опросно-анкетного анализа количества потребляемой пищи за определенный временной пе­риод. Для обработки данных был использован метод частотного анализа питания человека, при котором проводится сбор и обработка данных о потреблении пищи и анализ риска развития алиментарно-зависи­мых заболеваний. Были изучены основные стерео­типы пищевого поведения школьников: разработана и подготовлена анкета, учитывающая специфику вы­бранной группы (школьники средних классов), по­зволяющая получить «картину особенностей пита­ния».

Для выявления изучения структуры питания де­тей школьного возраста проведен анализ потребле­ния основных продуктов питания в сравнении с фи­зиологическими нормами. Типичные (не менее 1/3 респондентов) профили потребления представлены на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Анализ потребления пищевых продуктов школьниками по результатам опроса: 1 – хлеб и хлебобу­лочные изделия, каши, макаронные изделия; 2 – картофель; 3 – овощи и бахчевые; 4 – фрукты и ягоды; 5 – мясо и мя­сопродукты; 6 – рыба; 7 – молоко и молочные продукты; 8 – сахар и кондитерские изделия

 

Из рисунка видно, что основным отклонением от нормы является избыточное употребление карто­феля, хлебобулочных и кондитерских изделий, не­достаточное – фруктов, овощей, рыбы.

Проведенные среди школьников Екатеринбурга исследования выявили значительные нарушения в питании детей и подростков. Только 12 % учеников всех возрастов постоянно соблюдают режим пита­ния, а 41 % школьников нарушают его систематиче­ски. У каждого третьего школьника выявлен сущест­венный недостаток в рационе питания основных продуктов, таких как мясо, молоко, масло сливочное, масло растительное, фрукты, овощи – эти продукты они употребляют 2–3 раза в неделю и реже, значите­лен дефицит рыбы, которую каждый третий школь­ник получает в пищу реже одного раза в неделю. На рис. 2 проиллюстрированы пищевые предпочтения школьников средних классов.

 

 

Рис. 2. Ранг пищевых предпочтений школьников, % от числа опрошенных: 1 – фастфуд; 2 – мучные кондитерские изделия; 3 – напитки (соки, безалкогольные газированные напитки, коктейли); 4 – молочные продукты (творожки, йогурты и др.); 5 – фрукты; 6 – другое

 

Из рис. 2 видно, что на первом месте в рейтинге предпочтений у детей младшего и среднего школь­ного возраста находятся кондитерские изделия (31 %), а у подростков – фастфуд (23 %). Второе место в обеих возрастных группах занимают мучные конди­терские изделия (18 %); напитки, в том числе газиро­ванные, находятся на третьем месте (8 %). Замена горячего питания буфетной продукцией в школе ве­дет к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ и уменьшению усвое­ния пищи.


Согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека по Свердловской об­ласти, в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах Екатеринбурга [3] охват организованным горячим питанием в 2010 году составил 98,7 % школьников, что на 1,5 % выше уровня 2009 года. В том числе 20,2 % школьников получали двухразовое питание (в 2009 году – 17,3 %), 2,3 % – трехразовое питание, что составляет уровень 2009 года. На рис. 3 приведена динамика охвата школьников всеми ви­дами питания.

 

 

Рис. 3. Динамика охвата школьников всеми видами питания, %

 

Охват организованным горячим питанием уча­щихся начальных классов сохранился на высоком уровне, составил 99,8 %, учащихся средних классов – 92,3 %, что на 2 % выше уровня прошлого года; среди старших классов увеличился на 6 % и составил 89,6 %.

В 2010 году число детей, питающихся только че­рез буфеты, уменьшилось по сравнению с 2009 го­дом на 0,3 % и составило 2,8 %, в основном это уча­щиеся 10–11 классов.

Наиболее высокий процент охвата школьников горячим питанием наблюдается в образовательных учреждениях Верх-Исетского района (98,8 %), наи­более низкий – Орджоникидзевского района (95,5 %). Однако учащиеся среднего и старшего звена из-за недостаточной суммы доплаты родителей за­частую получают не полноценное горячее питание, а только горячий завтрак.

По сравнению со школьниками Российской Фе­дерации школьники Екатеринбурга обеспечены го­рячим организованным питанием гораздо выше (рис. 4). Достаточно высокий процент обеспечения орга­низованным питанием школьников в Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге, достигнут за счет финансирования из регионального и муници­пального бюджетов. В соответствии с Постановле­нием Правительства Свердловской области    № 535-ПП от 20.06.2006 г. (в ред. от 15.10.2009 г.) различ­ные виды дотаций на питание в размере           от 10 до 60 руб. получили более 95,5 % школьников Екатерин­бурга. В среднем сумма дотации в 2010 году для на­чальных классов составила 32,1 руб., для других льготных категорий учащихся – 33,3 руб.       (от 21 до 54 руб.).

Проведенные исследования показали, что режим питания школьников Екатеринбурга имеет отклоне­ния от физиологически обоснованных норм, а пище­вое поведение не обеспечивает поступления биоло­гически ценных пищевых веществ и энергии с пи­щей.

 

Рис. 4. Сравнительный анализ обеспечения горячим питанием школьников РФ и Екатеринбурга [3]

 

Средняя кратность приемов пищи современного школьника – (3,6±0,2) раза в сутки. В структуре су­точных рационов питания удельный вес пятиразовых приемов пищи составляет (8,8±1,1) %, четырехразо­вых – (32,8±1,8) %, почти половина школьников пи­таются три раза в день – (49,3±1,5) %, два раза в день питаются около 10 % детей Екатеринбурга (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Доли кратности приемов пищи школьниками

 

У каждого пятого опрашиваемого учащегося средних и старших классов перерыв между прие­мами пищи имеет продолжительность от 5 до 8 ча­сов. Пониженная кратность приемов пищи может свидетельствовать о нарушении режима питания со­временных школьников. Каждый третий прием пищи происходит всухомятку и состоит преимущественно из бутербродов, хлебобулочных и кулинарных изде­лий.

Кратность потребления отдельных продуктов и блюд, как правило, зависит от гигиенической гра­мотности и финансовых возможностей родителей, организаторов школьного питания и пищевых пред­почтений детей. Авторами проведен опрос методом анкетирования о частоте потребления основных про­дуктов питания школьниками средних классов Ека­теринбурга, результаты приведены в табл. 2. Полу­ченные данные свидетельствуют о том, что среди де­тей школьного возраста отсутствует стабильный сегмент детей, питающихся регулярно, с рациональ­ной кратностью, и имеющих все необходимые приемы пищи. Множественные нарушения режима питания могут способствовать возникновению и хронизации алиментарно-зависимых заболеваний. Так как пропущенные приемы пищи у детей в даль­нейшем не восполняются, можно прогнозировать развитие дефицита пищевых веществ и энергии, не­обходимых для роста и развития ребенка.

 

 

Таблица 2

 

Частота потребления основных продуктов питания

школь­никами Екатеринбурга на основании

опросно-анкетного анализа (раз в день на 1 ребенка)

 

Группа продуктов

Все дети

Мальчики

Девочки

Хлебобулочные изделия,

макаронные,

крупяные изделия

3,39

3,54

3,23

Мясо,

мясопродукты

0,99

1,03

0,95

Молоко и молочные продукты

0,86

0,92

0,80

Напитки (газиро­ванные напитки, чай, кофе)

2,34

2,43

2,25

Соки, фрукты

0,54

0,45

0,58

Овощи, картофель

0,82

0,83

0,81

Рыба,

морепродукты

0,16

0,15

0,17

Яйца

0,14

0,15

0,12

Сахар и кондитер­ские изделия

3,26

3,42

3,10

Масло растительное / сливочное, жиры

0,59

0,62

0,56

 

В среднем в суточном рационе школьников при­сутствуют все основные группы продуктов, но наи­более часто в питании присутствуют хлебобулочные изделия – 3,39 раза в день, занимающие первое ран­говое место. На втором месте – сахар и кондитерские изделия – 3,26 раза в день,  на третьем месте – на­питки (газированные напитки, чай, кофе) – 2,34 раза в день при пониженной кратности потребления про­дуктов – источников незаменимых нутриентов. В ра­цион школьника рыба включается раз в 3–5 дней. Мясопродукты присутствуют в рационе в среднем один раз в день. Настораживает, что около половины – это сосиски и пельмени, содержащие нитриты, способные оказывать вредное воздействие на здоро­вье при частом употреблении в пищу.

После хлебобулочных и мучных кулинарных из­делий достаточно часто школьниками средних и старших классов употребляется вареный и жареный картофель – 0,45 раза в день.

Гендерные различия показателей частоты по­требления продуктов наибольшим образом выра­жены в отношении фруктов, соков и рыбных продук­тов, которые мальчики едят реже, чем девочки, и в отношении яиц и молочных продуктов, которые мальчики едят чаще.

Таким образом, режим питания и частота потреб­ления биологически ценных продуктов в питании школьников младших, средних и старших классов Екатеринбурга в объеме проведенных исследований не соответствуют санитарным правилам и нормам и нуждаются в коррекции.

 

 

Список литературы

1. Дроздова, Т.М. Физиология питания: учебник / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. - Новоси-бирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 352 с.

2. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов: СанПиН 2.3.2.1078-01: утв. Гл. сан. врачом РФ 14.11.01: ввод в действие с 01.07.02. - М.: ФГУП «ИнтерСЭН», 2002. - 168 с.

3. Официальный сайт территориальных отделов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Екатеринбурге [электронный ресурс] / http://ekb.66.rospotrebnadzor.ru


Войти или Создать
* Забыли пароль?