РЕКЛАМА СЛЕДУЮЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: МНЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ О ВЛИЯНИИ ИИ-ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию трансформационных процессов в медиаиндустрии, обусловленных стремительным развитием искусственного интеллекта и изменением потребительских поведенческих паттернов. Цель – выявить ключевые тенденции и прогнозы относительно развития рекламной индустрии в перспективе 20–30 лет, а также осмыслить их с позиций маркетинговых исследований и теории медиакоммуникаций. Методология исследования базируется на качественном подходе, включающем проведение фокус-групп. Применение фасилитационных техник, таких как «Аквариум» и Me, We, Us, позволило не только собрать индивидуальные мнения, но и использовать синергетический эффект группового дискурса для повышения достоверности прогнозных суждений. Новизна исследования заключается в получении экспертных оценок от представителей молодого поколения, которые станут ключевыми акторами медиа­индустрии в ближайшем будущем. Выявлено, что будущие специалисты прогнозируют доминирование генеративного контента, усиление эмоционального воздействия, лаконичность и интерактивность рекламных коммуникаций. Зафиксированы опасения респондентов относительно создания поверхностного контента, введения потребителя в заблуждение и девальвации профессиональных навыков. Отмечена важность этических аспектов и социальной ответственности брендов. Подчеркивается необходимость ко-адаптации человека и технологий для создания синергетического партнерства, что формирует новую парадигму медиакоммуникаций, основанную на доверии, персонализации и технологической обогащенности взаимодействия с потребителем.

Ключевые слова:
реклама будущего, цифровая реклама, медиаиндустрия, рекламный контент, тренды, искусственный интеллект
Список литературы

1. Алгалиева Г. С., Шалкарбек А. Искусственный интеллект как фактор трансформации в PR, маркетинге и медиапространстве. Российская школа связей с общественностью. 2024. № 33. С. 10–27. https://elibrary.ru/fbqxgg

2. Анофриков Д. О. Влияние корпоративной социальной ответственности на продвижение бренда организации. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 2. С. 63–67. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-797

3. Бекахметова А., Широкова Я. А. Этика и прозрачность в маркетинговых коммуникациях: вызовы и практические решения. Science Time. 2024. № 12. С. 59–67.

4. Белоедова А. В., Романова В. П. Искусственный интеллект в рекламе: технологические и правовые вызовы. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 3. С. 255–265. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-255-265

5. Долженков В. Н. Характерные черты и особенности интерактивной модели коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-2. С. 307–309. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-3-2.22

6. Дудоров А., Дудорова Л. Главная книга о фасилитации. Практическое руководство для работы с командами. М.: Бомбора, 2024. 384 с.

7. Зимина Л. О., Сваровская Е. Б. К вопросу об эффективности использования нейросетей в рекламной коммуникации. Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4. С. 388–390. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-388-390

8. Каюкова А. Е. Аутентичный маркетинг как современная концепция. Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер – 2022): Всерос. науч. конф. с Междунар. уч. (Москва, 12–16 декабря 2022 г.) М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2022. С. 227–231. https://elibrary.ru/tarlyl

9. Лобанова С. Н. Геймификация в коммуникациях. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023. Т. 20. № 5. С. 208–216. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-208-216

10. Мельникова И. Ю., Абабкова М. Ю., Волкова К. А. Применение тейнментных коммуникаций на российском медиарынке: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2024. Т. 13. № 3. С. 85–91. https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-3-85-91

11. Михайлов Б. А. Революция в цифровой рекламе: динамическое таргетирование и бюджетирование с использованием искусственного интеллекта. Актуальные исследования. 2023. № 6. С. 102–107. https://doi.org/10.5281/zenodo.15050260

12. Молодцов И. Н. Медиа и реклама: взгляд паблишера. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 5. С. 135–138. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-5-135-138

13. Незамова О. А., Шапорова З. Е., Оленцова Ю. А. Развитие маркетинга в условиях цифровизации. E-Management. 2024. Т. 7. № 3. С. 61–69. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-3-61-69

14. Татаринов К. А. Иммерсивная реклама в цифровую эпоху. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 3-2. С. 326–333. https://doi.org/10.17513/vaael.4062

15. Черных В. В. К вопросу об информационных потоках и когнитивной сфере человека. Молодежный инновационный вестник. 2022. Т. 11. № S1. С. 590–592. https://elibrary.ru/qrccxu

16. Шафир Т. В. Искусственный интеллект и человеческая экспрессия: креативные стратегии в медиа. Журналистика будущего: диалог в метавселенной: I медиафорум исследователей и практиков. (Казань, 6–8 ноября 2024 г.) Казань: КФУ, 2024. С. 566–579. https://elibrary.ru/rwtlyn

17. Шевченко Д. А., Крюкова Е. М., Зеленов В. В., Галстян В. В. Использование возможностей искусственного интеллекта в рекламе. Практический маркетинг. 2024. № 1. С. 60–64. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2024-1319-60-64

18. Chandrasekaran V. Machine learning in AdTech: Transforming digital advertising. International Journal of Computer Engineering and Technology, 2025, 16(1): 567–577. https://doi.org/10.34218/IJCET_16_01_048

19. Joshi S., Bhattacharya S., Pathak P., Natraj N., Saini J., Goswami S. Harnessing the potential of generative AI in digital marketing using the behavioral reasoning theory approach. International Journal of Information Management Data Insights, 2025, 5(1). https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2024.100317

20. Klein G., Jarosz A. A naturalistic study of insight. Journal of Cognitive Engineering and Decision Making, 2011, 5(4): 335–351. https://doi.org/10.1177/1555343411427013

21. Kufile O. T., Otokiti B. O., Onifade A. Y., Ogunwale B., Okolo C. H. Leveraging cross-platform consumer intelligence for insight-driven creative strategy. International Scientific Refereed Research Journal, 2023, 6(2): 116–133.

22. Sarp S. Artificial intelligence in advertisements: A conceptual framework based on the technology acceptance model. Economics, Business and Organization Research, 2023, 5(2): 161–174.

23. Spais G., Jain V. Consumer behavior’s evolution, emergence, and future in the AI age through the lens of MR, VR, XR, metaverse, and robotics. Journal of Consumer Behaviour, 2025, 24(3): 1275–1299. https://doi.org/10.1002/cb.2468

24. Verma S., Sharma R., Deb S., Maitra D. Artificial intelligence in marketing: Systematic review and future research direction. International Journal of Information Management Data Insights, 2021, 1(1). https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2020.100002

25. Xu H., Chang B. Goodwill or just for show? The effects of different corporate social justice statements and the role of perceived authenticity. Journal of Communication Management, 2023, 27(1): 493–521. https://doi.org/10.1108/JCOM-09-2022-0105

26. Yu Y. The role and influence of artificial intelligence on advertising industry. Proceedings of the 2021 International Conference on Social Development and Media Communication (SDMC 2021). Atlantis Press, 2022, 190–194. https://doi.org/10.2991/assehr.k.220105.037


Войти или Создать
* Забыли пароль?