сотрудник
Кемерово, Россия
студент
Кемерово, Россия
Рассмотрены теоретические подходы к пониманию связной речи как сложного процесса в психологических и педагогических аспектах. Изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Предметом исследования являются технологии формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в образовательном учреждении. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной речи слабослышащих учащихся начальной школы. Определены и описаны качественные параметры связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Обоснована необходимость проведения работы по повышению качества связной речи детей младшего школьного возраста с учетом специфики дефицитов слухового анализатора. Доказано, что связная речь у рассматриваемой категории детей характеризуется вариативностью нарушений в ее овладении, проявляющихся в различном соотношении семантических и лексико-грамматических ошибок как на уровне предложений, так и на уровне владения разными видами текстовой деятельности. Представлены различные технологии работы по развитию связной речи, в том числе рассказывание по картинам, самостоятельное придумывание детьми загадок, сказок, рассказов из личного опыта. Экспериментально подтверждена возможность позитивного воздействия на процесс развития связной речи детей младшего школьного возраста с учетом специфики дефицитов слухового анализатора.
технологии развития связной речи, дефициты слухового анализатора, семантическая сторона речи, лексико-грамматическая сторона речи, познавательный процесс
1. Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20-23 февраля 2012 г.) СПб.: Реноме, 2012. С. 272-274.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.
3. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1941. Т. 35. С. 27-71.
4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 221 с.
5. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ; Астрель, 2008. 222 с.
6. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма речи // Дефектология. 1984. № 3. С. 24-30.
7. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1989. 143 с.
8. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138-166.
9. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А. М. Шахнарович. М.: ИНПО, 1993. 183 с.
10. Коровин К. Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. 2002. № 3. С. 21-24.
11. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. 224 с.
12. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. Вып. 2. С. 121-130.
13. Домрачева Л. В. Особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников // Концепт. 2018. № V8. С. 20-25. DOI:https://doi.org/10.24422/MCITO.2018.V8.15631
14. Мальцева И. А., Морозова И. С. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Молодой ученый. 2019. № 20. С. 492-493.
15. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием; 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 166 с.