Пермь, Россия
Пройдя длительный путь общественных дебатов о ляйткультуре и мультикультурализме, Германия сегодня вновь оказалась перед проблемой поиска объединяющей идентификационной модели для немцев с учетом иммиграционного компонента. В данной публикации предлагается рассмотреть общественно-политические взгляды женщины-имама и основательницы Либеральной мечети в Берлине Сейран Атеш по вопросам культурной идентичности, ляйткультуры и интеграции в Европе. Автор опирается на биографический метод и метод текстового анализа источников, в качестве которых выступают монографии, статьи и интервью немецкой активистки. В результате проведенного анализа обнаруживается иерархическая двухкомпонентная структура идентичности с приоритетом европейской ляйткультуры. Сделан вывод, что несмотря на декларативную приверженность транскультурному подходу, С. Атеш склоняется к простому смешению культур. Процесс сближения мигрантов и принимающего общества, который она не хочет описывать в терминах интеграции, не получает иных концептуальных рамок и остается теоретически не проясненным. Можно лишь догадываться о его составляющих из рассуждений о транскультурной идентичности. Однако простое сосуществование в разных культурных ипостасях содержательно не раскрывает процесс трансформации на субъектном уровне, а оставляет ощущение культурного хаоса.
транскультурная идентичность, мультикультурализм, ляйткультура, интеграция, мигранты, Германия
1. tes S. Wahlheimat: Warum ich Deutschland lieben moechte. Berlin: Ullstein Hardcover, 2013. 173 S.
2. Amir-Moazami S. Dialogue as a governmental technique: managing gendered Islam in Germany // Feminist Review. 2011. Vol. 98. № 1. P. 9-27. DOI: https://doi.org/10.1057/fr.2011.8
3. Petersen J. Media and the Female Imam // Religions. 2019. Vol. 10. № 3. DOI: https://doi.org/10.3390/rel10030159
4. Rommelspacher B. Feminismus und Islam: Emanzipationsansprüche einer multikulturellen Gesellschaftn // Multikulturalität in Europa: Teilhabe in der Einwanderungsgesellschaft / Hg. E. Ariëns, E. Richter, M. Sicking. Transcript Verlag, 2012. S. 125-146.
5. Rostock P., Berghahn S. The ambivalent role of gender in redefining the German nation // Ethnicities. 2008. Vol. 8. № 3. P. 345-364. DOI:https://doi.org/10.1177/1468796808092447
6. Weber B. M. Freedom from violence, freedom to make the world: muslim women's memoirs, gendered violence, and voices for change in Germany // Women in German Yearbook. 2009. Vol. 25. P. 199-222.
7. Zellentin A. Der philosophische Neutralitätsbegriff und die Kopftuchdebatte // ARSP: Archiv fuer Rechts- und Sozialphilosophie / Archives for Philosophy of Law and Social Philosophy. 2014. Vol. 100. № 3. P. 347-365.
8. Mayer-Tasch P. C. Was heißt heute noch "Deutsch"? Zur Politischen Kultur eines europäischen Kernlandes // Zeitschrift fuer Politik. 2007. Vol. 54. № 1. S. 76-91.
9. Гонсалес Седилло Х. И. Роль мусульманской уммы в борьбе с ваххабизмом как политическим движением в России и Германии // Исламоведение. 2019. Т. 10. № 1. С. 5-16. DOI:https://doi.org/10.21779/2077-8155-2019-10-1-5-16
10. Лебедева И. В. Политика мультикультурализма в Германии: вчера и сегодня // Современная наука и инновации. 2015. № 3. С. 141-150.
11. Лебедева И. В. Политика мультикультурализма и безопасность в Европе // Современная наука и инновации. 2015. № 2. С. 156-161.
12. Лебедева И. В., Лебедева Л. К. Турецкий взгляд на проблему мультикультурализма в Германии (рецензия на книгу Сейран Атеш «Заблуждения мультикультурализма») // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 3. С. 443-446.
13. Лебедева И. В., Орешкина А. А., Могилат А. В. Политические элиты Европы и их отношение к миграционным процессам // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. X науч.-образов. форума (Сочи, 1-30 апреля 2017 г.) / под ред. В. В. Бобылева. М.: Перо, 2017. С. 253-258.
14. Ates S. Grosse Reise ins Feuer. Die Geschichte einer deutschen Tuerkin. Berlin: Rowohlt, 2006. 252 S.
15. Ates S. Der Multikulti-Irrtum. Wie wir in Deutschland besser zusammenleben koennen. Berlin: Ullstein, 2011, 4457 S. (Kindle File Format).
16. Ates S. Selam, Frau Imamin: wie ich in Berlin eine liberale Moschee gruendete. Berlin: Ullstein, 2017, 305 S. (Kindle File Format).
17. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: ИП РАН, 2002. 256 с.