сотрудник
Новосибирск, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
Статья носит научно-проблемный характер. Исследуются два аспекта проблемы принятия управленческих решений в сфере предпринимательства. Государство, выполняющее роль внешнего регулятора общественных отношений в данной сфере, является основным детерминирующим субъектом влияния на предпринимательскую деятельность. Рассмотрение его юридических инструментов воздействия на принятие управленческих решений дает возможность выявить социальные механизмы регулирования такой деятельности. Показана позиция регулятора, опирающегося на собственную рациональность при оценке выбора решения субъектом предпринимательства. Позитивное право как неотъемлемая часть окружающей действительности носит объективный характер и по замыслу законодателя предлагается как набор кодифицированных принципов правильного (по праву) поведения. Императивный и диспозитивный способы регулирования общественных отношений, включенных в сферу предпринимательства, подразумевают возможность выбора модели управленческого и предпринимательского поведения на основе уже предусмотренных законодателем правил. Активная регулирующая роль государства в рассматриваемых общественных отношениях и протекающих в них процессах несет проблему диссонирования юридических и социальных норм, лежащих в основе принятия управленческих решений, что приводит к дополнительным социальным, экономическим и периферийным (трансакционным) издержкам. В качестве второго аспекта критически рассматривается проблема фрустрационного конфликта регулятора и сферы предпринимательства в контексте применения предлагаемой государством рациональности в предпринимательской деятельности и выбора ее субъектами правильного управленческого решения. Позитивное разрешение проблемы видится в отказе государства от радикальной и негативной оценки управленческих решений предпринимателя. Необходима большая толерантность регулятора к предпринимательскому риску, не отождествляемая им с девиантным поведением, а принимаемая как альтернативная рациональность. Превенция отчуждения сферы предпринимательства от государства заключается в устранении конфликта между правом и правоприменением и формированием благоприятного климата, что возможно при достижении максимального сближения социальных и юридических норм. Выносимые проблемы изучены слабо, в научных трудах рассматриваются ординарные аспекты управленческих решений (поведенческие, социальные, информационные, психологические), рассматриваемая рациональность управленческих решений представлена незначительно и затрагивает только узковыбранную сферу общественных отношений (сектор бюджетных организаций или сектор микропредприятий). Представление о рациональности модели правильного предпринимательского поведения требует уточнения в силу нехватки теоретических позиций и недостаточной проработки проблем, разрешение которых позволит снизить социальные и экономические издержки.
правовая культура, конформизм, предпринимательская деятельность, неопределенность, общественный порядок, информационная асимметрия
1. Пономарев О. Б., Светуньков С. Г. К вопросу о базовых дефинициях теории предпринимательства // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1. С. 33-42.
2. Игнатова И. В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/63EVN614.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
3. Хоскинг А. Курс предпринимательства / общ. ред. В. Рыбалкина. М.: Междунар. отношения, 1993. 349 с.
4. Майданевич Ю. П., Бедрик К. А. Малый бизнес: понятие и преимущества // Азимут научных исследований: экономика и управле-ние. 2017. Т. 6. № 2. С. 177-180.
5. Гурьянов П. А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453 (дата обращения: 31.10.2020).
6. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М.: Book chamber international, 1992. 351 с.
7. Stevenson H. H., Sahlman W. A., Roberts M. J., Bhide A. V. The entrepreneurial venture. Boston, MA: HBS Press, 1999. 609 р.
8. Хлыстов Е. А., Тураева И. Л. Институт предпринимательства как социально-экономическая система // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 385-387.
9. Ручка А. С. Феномен предпринимательства в современной России // Сервис Plus. 2010. № 3. С. 147-151.
10. Карапетов А. Г. Экономический анализ права. М.: Статут, 2016. 527 c.
11. Бессолицын А. А. Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии // Россий-ское предпринимательство. 2008. № 9-2. С. 14-19.
12. Шумкин Е. М. Управленческая деятельность актора, как потенциал конфликта интересов: конвергентный подход // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 1. С. 152-161. DOI:https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-152-161
13. Асаул М. А. Управление устойчивостью предпринимательских структур. СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2008. 286 с.
14. В. О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А. В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017. 265 с.
15. Ханова З. Г. Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии // Известия ТРТУ. 2006. № 14. С. 292-296.
16. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / сост. А. В. Леденева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 119 с.
17. Kоtler Ph. Marketing essentials. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1984. 556 p.
18. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992. 238 с.
19. Кныш Н. А. Трансформация образа российского предпринимателя в начале XXI века: возможности применения социоанализа Пье-ра Бурдье // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2017. № 4-5. С. 27-35.
20. Тюрго А.-Р.-Ж. Размышления о создании и распределении богатств: ценности и деньги / пер. и доп. А. Н. Миклашевского. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1905. 80 с.
21. Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / пер. с англ. Б. С. Пинскера; под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009. 202 с.
22. Хизрич Р. Д., Питерс М. П. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / под общ. ред. В. С. Зага-швили. М.: Прогресс. Прогресс-Универс, 1993. Вып. 1. 157 с.
23. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. М.: Экономика, 2000. 875 с.
24. Мухина Е. Р. Философия предпринимательства в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3-3. С. 73-74.
25. Горбачева А. А., Карабегович Д. Я. Теория предпринимательства Йозефа Шумпетера и ее применимость в российской практике // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 31-35.
26. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. 238 с.
27. Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 1998. 223 с.
28. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 106 с.
29. Nair A., Trendowski J., Judge W. The theory of the growth of the firm, by Edith T. Penrose. Oxford: Blackwell, 1959 (book review) // Academy of Management Review. 2008. Vol. 33. Iss. 4. P. 1026-1028. DOI:https://doi.org/10.5465/amr.2008.34425026
30. Буковцова Н. А. Управленческие решения как модель рационального поведения, деятельности и выбора // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2013. № 5. С. 225-228.
31. Нигоматуллина Р. М. Субъектность в современном управлении // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 12. С. 209-213. DOI:https://doi.org/10.30853/mns200558
32. Мизес Л. фон. Индивид, рынок и правовое государство / пер. С. Мальцевой; под ред. Д. Антисери, М. Балдини. СПб.: Пневма, 1999. 195 с.
33. Вебер М. Избранные произведения / сост. и общ. ред. Ю. Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
34. Давыдов В. А. Этика предпринимательской деятельности // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-5. С. 64-72.
35. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991. 238 с.
36. Австрийская школа в политической экономии / сост. В. С. Автономов. М.: Экономика, 1992. 492 с.
37. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с.
38. Бильчак В. С., Дупленко Н. Г. Эволюция междисциплинарного подхода в исследовании предпринимательства // Вестник ДВГАЭУ. 2012. № 3. С. 74-86.
39. Шишин С. В. Предпринимательство в условиях глобализации: основные черты и противоречия. М.: Экономика, 2010. 332 c.
40. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экон. шк., 1998. 229 с.
41. Simon Н. А. Rationality as process and as product of thought // The American Economic Review. 1978. Vol. 68. No. 2. P. 1-16.
42. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономичного человека. М.: Наука, 1994. 442 с.
43. Blaug M. Great economists since Keynes: an introduction to the lives and works of one hundred modern economists. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 1998. 312 p.
44. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / пер. с англ. М. Я. Каждана; науч. ред. В. Г. Гребенников. М.: Дело, 2003. 359 с.
45. Mangoldt H. von. Die Lehre vom Unternehmergewinn. Leipzig: B. G. Teubner, 1855. 174 S.
46. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Акад. нар. хоз-ва; Дело, 1994. 687 с.
47. Савченко В. Е. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. № 9. С. 45-50.
48. Гэлбрейт Д. К. Экономические теории и цели общества / под общ. ред. Н. Н. Иноземцева, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1979. 406 с.
49. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7: Филос. 2003. № 3. С. 23-28.
50. Гредновская Е. В. Габитус как «социальное тело» принуждения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2010. № 8. С. 116-120.
51. Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011. 296 с.
52. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения / под ред. Г. В. Суходоль-ского. Харьков: Гуманитарный Центр, 2005. 629 с.
53. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 202 p.
54. Мелешко Е. Д., Верховский Д. А. Мораль и право как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 4. С. 3-9.
55. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М.: Консалтбанкир, 2002. 701 c.
56. Халикова Л. В. Межличностное и институциональное доверие - предпосылки развития предпринимательства? // Вестник Чуваш-ского университета. 2007. № 3. С. 346-349.
57. Соловьева О. А. Конструирование модели госрегулирования бизнеса // Проблемы управления социально-экономическими систе-мами в условиях инновационного развития. Студент и научно-технический прогресс: сб. науч. тр. IХ региональной науч.-практ. конф. и XXXIX студенческой науч. конф. (Челябинск, 25 марта 2015 г., 17 апреля 2015 г.) Челябинск, 2015. С. 232-236.
58. Gregorut A. S. A sociologia da punição de Loïc Wacquant como abordagem crítica no campo do direito e desenvolvimento // Dilemas, Rev. Estud. Conflito Controle Soc. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 195-211.