сотрудник
Старопестерево, Кемеровская область, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Концепция непрерывного образования и ФГОС общего образования предусматривают применение в образовательном процессе технологий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к безопасному и здоровому образу жизни. Постановка перед школьниками все более сложных познавательных и социальных задач требует наращивания здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательного процесса, направленного на совершенствование здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков. Авторами представлена и описана педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков в образовательном пространстве школы. В структуре педагогической модели представлены компоненты, каждый из которых имеет определенное функциональное наполнение. Содержательная составляющая модели представляет собой совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих решение образовательных, развивающих, воспитательных и социально-оздоровительных задач в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной образовательной деятельности, что позволяет совершенствовать уровень здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков. Обосновано, что одним из основных организационно-педагогических условий совершенствования потенциальных возможностей младших и старших подростков в аспектах адаптации и здоровьесбережения является осуществление мониторинга, который включает в себя три основных этапа: аналитический, технологический и корректировочный. В процессе реализации экспериментального исследования были изучены и модифицированы ранее разработанные и апробированные в педагогической литературе критерии формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков. Представлены экспериментальные данные, позволяющие оценить эффективность разработанной модели.
организационно-педагогические условия, аналитический мониторинг, технологический мониторинг, корректировочный мониторинг, непрерывное образование, здоровье, адаптация
1. Красношлыкова О. Г., Васильева Т. В., Шефер И. В. Региональная система информационного обеспечения процессов управления качеством образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2. С. 55-66.
2. Молчанов С. Г., Гостев А. Г. Понятие «Образовательная программа» в Законе РФ «Об образовании» // Образование. 1998. № 4. С. 32-49.
3. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая шк., 1996. 317 с.
4. Королев М. Ф. Гарантии качественного профессионального образования // Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования / под ред. М. Ф. Королева. М.: РАГС, 2008. С. 63-68.
5. Быструшкин С. К., Aйзман Р. И. Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях психоэмоционального воздействия // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 218-224.
6. Казин Э. М., Варич Л. А., Тарасова О. Л., Четверик О. Н., Кошко Н. Н., Арлашева Л. В., Немолочная Н. В. Комплексный психофизиологический подход к оценке адаптивных возможностей обучающихся подросткового возраста с различными типами вегетативной регуляции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 444-454. DOI:https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-444-454
7. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
8. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки Кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. Вып. 1. С. 56-65.
9. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Кошко Н. Н., Шинкаренко А. С., Аверьянова Н. В., Вержицкая Е. Н. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 50-55.
10. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 72-82.
11. Гатальская Г. В., Журавлева А. Е. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 52-59.
12. Сафронова М. В., Гребенникова И. Н., Сафронов И. Д., Салимзянов Р. Р. Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 154-162. DOI:https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.14
13. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Современные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 2. С. 42-47.
14. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5-24.
15. Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Автушенко Н. В., Иванова О. Г., Ласкожевская Е. В. Организационно-педагогические условия актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 75-83.
16. Усенко А. Б., Кузьмина К. А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/706-usenko24.html (дата обращения: 24.03.2021).
17. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: МПСИ; Флинта, 1997. 158 с.
18. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 75-79.
19. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 24 с.
20. Шинкаренко А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 205 с.
21. Четверик О. Н. Особенности формирования психофизиологического адаптационного потенциала подростков при различных режимах учебной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2018. 20 с.
22. Зворыкин В. П. Морфофункциональные основы индивидуальности, а также духовности человека // Усп. физиол. наук. 1992. Т. 23. № 3. С. 107-124.
23. Иванова И. В. Социализация молодежи в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1626-ivanova61.html (дата обращения: 24.03.2021).