сотрудник
Пермь, Россия
УДК 32 Политика
Миграция и проблема сохранения национальной идентичности остаются центральными вопросами политической повестки дня и общественных дебатов многих современных стран. Рассмотрены взгляды французского имама Тарека Убру – автора концепции «шариата меньшинства» – по вопросам мусульманской идентичности и интеграции мигрантов во Франции. Т. Убру символизирует собой фигуру на стыке двух цивилизаций – теоретика и посредника по реорганизации ислама во Франции. Источниковую базу исследования составили монографии, отдельные статьи и тексты выступлений французского имама за последние двадцать лет. В качестве методов использовались когнитивный и концептуальный анализ текста, позволяющие реконструировать структуру политического сообщения и его отдельных компонентов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что Т. Убру перефокусирует исламскую идентичность на ее внутреннее измерение за счет пересмотра определяющих маркеров. Минимизация исламской идентичности призвана сработать на сохранение и поддержание мусульманского присутствия на Западе. Вместе с тем он национализирует исламскую идентичность, подчиняя ее гражданским и политическим нормам Франции. Несмотря на то, что предложенная идентификационная модель вызывает неоднозначные реакции в мусульманской среде и большие сомнения в принимающем обществе, отдельные ее положения востребованы на государственном уровне.
ислам в Европе, интеграция, либеральный реформизм, исламская мысль, религиозное меньшинство, теология аккультурации, адаптация, секуляризация
1. Oubrou T., Baylocq C., Privot M. Profession imâm: entretiens avec Michaël Privot et Cédric Baylocq. Paris: A. Michel, 2009. 3647 p. (Kindle File Format).
2. Oubrou T. Appel à la reconciliation! Foi musulmane et valeurs de la République française. Paris: Plon, 2019. 5789 p. (Kindle File Format).
3. Долгов Б. В. «Мягкая» и «жесткая» сила Европы на Ближнем и Среднем Востоке // Актуальные проблемы Европы. 2014. № 3. С. 14-37.
4. Шевченко П. Е. Интервью как форма осуществления межкультурной коммуникации в массмедиа на примере статей интернет-версии газеты Le Monde (2015-2016 гг.) // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2020. № 1. С. 218-226. DOI:https://doi.org/10.18522/1995-0640-2020-1-218-226
5. Ахинова Л. Г. Особенности этнического расселения в современном Париже // Научная мысль Кавказа. 2016. № 2. С. 49-54. DOI:https://doi.org/10.18522/2072-0181-2016-86-2-49-54
6. Amghar S. L'Europe, terre d'influence des Frères musulmans // Politique étrangère. 2009. Vol. 74. №. 2. P. 377-388. DOI:https://doi.org/10.3917/pe.092.0377
7. Bindner L. Jihadists' grievance narratives against France // The International Centre for Counter-Terrorism - The Hague 8, 2018. № 7. P. 1-24. DOI:https://doi.org/10.19165/2018.2.01
8. Bowen J. R. Shari'a as discourse: legal traditions and the encounter with Europe edited by Jorgen S. Nielsen and Lisbet Christoffersen // Political and Legal Anthropology Review. 2011. Vol. 34. № 1. P. 182-185. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1555-2934.2011.01148.x
9. Caeiro A. The power of European fatwas: the minority fiqh project and the making of an Islamic counterpublic // International Journal of Middle East Studies. 2010. Vol. 42, № 3. P. 435-449. DOI:https://doi.org/10.1017/S0020743810000437
10. Caeiro A. The social construction of Shari'a: bank interest, home purchase, and Islamic norms in the West // Die Welt des Islams. 2004. Vol. 44. № 3. P. 351-375.
11. Dargent C. La population musulmane de France: de l'ombre à la lumière? // Revue française de sociologie, 2010. Vol. 51. № 2. P. 219-246. DOI:https://doi.org/10.3917/rfs.512.0219
12. Lathion S. Lecciones de la islamofobia en Europa: las responsabilidades mutuas // Revista CIDOB d'Afers Internacionals. 2017. №. 115. P. 61-80. DOI:https://doi.org/10.24241/rcai.2017.115.1.61
13. Kaltenbach J.-H., Tribalat M. "Islam, les yeux grands fermés" // Revue des Deux Mondes. May 2003. P. 177-184.
14. Guessoum N. Religious literalism and science-related issues in contemporary Islam // Zygon: Journal of Religion and Science. 2010. Vol. 45. № 4. P. 817-840. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1467-9744.2010.01135.x
15. Godard B. L'imamat en France: magistère religieux et formation // Revue des Deux Mondes. jun 2015. P. 85-93.
16. Coolsaet R. Anticipating the post-Daesh landscape. Brussels: Egmont - Royal Institute for International Relations, 2017. 52 p.
17. Caeiro A. An Imam in France Tareq Oubrou // ISIM Review. 2005. Vol. 15. № 1. P. 48-49.
18. Caeiro A. The shifting moral universes of the Islamic tradition of Iftā': a diachronic study of four adab al-fatwā manuals // The Muslim World. 2006. Vol. 96. № 4. P. 661-685. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1478-1913.2006.00152.x
19. Hashas M. Tareq Oubrou's geotheology: shari'ah of the minority and the secularization of Islamic theology in the European context // Journal of Muslim Minority Affairs. 2014. Vol. 34. № 4. P. 365-385. DOI:https://doi.org/10.1080/13602004.2014.965973
20. Espahangizi K. Ab wann sind Gesellschaften postmigrantisch? Wissenshistorische Überlegungen ausgehend von der Schweiz // Postmigrantische Perspektiven. Ordnungssysteme, Repräsentationen, Kritik / Hgs. N. Foroutan, J. Karakayali, R. Spielhaus. N. Y.-Frankfurt: Campus, 2018. S. 35-55.
21. Foroutan N. Die postmigrantische gesellschaft: ein versprechen der pluralen demokratie. Bielefeld: Transcript Verlag, 2019. 280 p. DOI:https://doi.org/10.14361/9783839442630
22. Yildiz E. Vom methodologischen Nationalismus zu postmigrantischen Visionen // Postmigrantische Visionen. Erfahrungen - Ideen - Reflexionen / eds. M. Hill, E. Yıldız. Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. S. 43-62. DOI:https://doi.org/10.14361/9783839439166-006
23. Hill M. Eine Vision von Vielfalt: das Stadtleben aus postmigrantischer Perspektive // Postmigrantische Visionen. Erfahrungen - Ideen - Reflexionen / eds. M. Hill, E. Yildiz. Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. S. 97-120. DOI:https://doi.org/10.14361/9783839439166-010
24. Oubrou T. Ce que vous ne savez pas sur l'islam. Répondre aux préjugés des musulmans et des non-musulmans. Paris: Fayard, 2016. 3363 p. (Kindle File Format).