ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях глобализации и интенсивной миграции представители различных культур и социальных статусов могут свободно перемещаться по миру. Основные места межкультурных контактов в России – крупные города, промышленные центры с развитой инфраструктурой, привлекающие людей из других регионов, в том числе и трудовых мигрантов. В настоящее время в нашей стране получают развитие организации с многонациональным персоналом. Вхождение иностранного сотрудника в такую организацию не может быть оптимальным без процесса адаптации. Очевидной является проблема поиска и интегрирования методов профессионального обучения представителей различных культур в пределах организации. Уменьшение социальной дистанции, высокая степень взаимодействия между сотрудниками способствуют повышению результативной деятельности многонациональных команд. Цель – обоснование необходимости применения в организациях с многонациональным персоналом системы адаптации и профессионального обучения с учетом специфики работников и отражение ожидаемого эффекта от данных мероприятий. Научная новизна заключается в обосновании специфики адаптационных мероприятий и методов профессионального обучения многонационального персонала и разработке практических рекомендаций по повышению результативности деятельности организаций, учитывающих культурные особенности человеческих ресурсов. Предложен метод прогнозирования результатов работы предприятий на основе расчета рекомендуемого уровня использования процессов адаптации и обучения многонационального персонала в организациях. В основе метода – выражение традиционно качественных показателей управления человеческими ресурсами в количественных форматах с целью определения регрессионных зависимостей результативности работы организаций от исходных процессов управления персоналом. Изучены отличительные особенности адаптации и обучения персонала различных национальностей, проанализировано фактическое состояние этих процессов в организациях с многонациональным персоналом, определены рекомендуемые уровни управленческих показателей, оказывающих влияние на промежуточную результативность работы исследуемых организаций.

Ключевые слова:
полиэтнический трудовой коллектив, социальная адаптация, межкультурная коммуникация, кросс-культурный тренинг, наставничество, эффективность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Корабельникова Л. Ч., Савчик М. К. Проблема влияния социокультурной адаптации иностранцев на эффективность процесса обу-чения // Язык. Общество. Медицина: сб. мат-лов ХIХ Респ. студенческой конф. с междунар. участием и ХVI Респ. науч.-практ. се-минара «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам» (Гродно, 14 ноября 2019 г.) Гродно: ГрГМУ, 2020. С. 265-267.

2. Амосова О. К. Социокультурная адаптация иностранца как форма взаимодействия с новой реальностью // Социокультурная среда вуза и языковое развитие личности иностранного студента: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 7-9 ноября 2019 г.) Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. С. 56-57.

3. Бессонова М. А. Особенности адаптации многонационального персонала в компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11. С. 73-76.

4. Ушкин С. Г. Принимающее сообщество и иностранные мигранты: региональные практики адаптации // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 191-201. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-191-201

5. Dietz B. Migration in der Ukraine: hintergründe und trends (ergebnisse einer haushaltsbefragung) // Kurzanalysen und Informationen. Regensburg: Osteuropa-Institut Regensburg, 2007. Nr. 29. 8 p.

6. Васин С. М., Прохорова Ю. Е. Особенности адаптации персонала многонациональное организации // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 8. С. 847-854. https://doi.org/10.18334/ce.11.8.38223

7. Gudykunst W. B., Lee C. M., Nishida T., Ogawa N. Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks: Sage Publications, 2005. P. 3-32.

8. Berry J. W., Annis R. C. Acculturative stress: the role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. Vol. 5. № 4. P. 382-406. https://doi.org/10.1177/002202217400500402

9. Moumita N., Zaman L. An analysis of global training and experience sharing in multinational companies // American Journal of Business and Management. 2013. Vol. 2. № 1. P. 75-83. https://doi.org/10.11634/216796061706274

10. Oberg K. Cultural shock: adjustments to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. os-7. № 4. P. 177-182. https://doi.org/10.1177/009182966000700405

11. Triandis H. C., Malpass R. S., Davidson A. R. Psychology and culture // Annual Review of Psychology. 1973. Vol. 24. P. 355-378. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.24.020173.002035

12. Kealey D. J. A study of cross-cultural effectiveness: theoretical issues and practical applications // International Journal of Intercultural Rela-tions. 1989. Vol. 13. № 3. Р. 387-428. https://doi.org/10.1016/0147-1767(89)90019-9

13. Смолина Т. Л. Симптомы культурного шока: обзор и классификация // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 3. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3028.phtml (дата обращения: 03.09.2021).

14. Ward C., Kennedy A. Coping with cross-cultural transition // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. № 5. Р. 636-642. https://doi.org/10.1177/0022022101032005007

15. Прохорова Ю. Е. Развитие персонала многонациональной организации как основа ее эффективного функционирования // Науч-ные горизонты. 2018. № 9. С. 39-44.

16. Солтицкая Т. А. Кросс-культурные аспекты управления персоналом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менедж-мент. 2002. № 3. С. 51-70.

17. Thomas A. Analyse der Handlungswirksamkeit von Kulturstandarts // Psychologie interkulturellen Handelns / Hrsg. A. Thomas. Göt-tingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogrefe, Verlag für Psychologie, 1996. S. 107-135.

18. Byram M. Teaching communicative and intercultural competence // Lend - lingua e nuova didattica. 2013. Vol. XLII. № 2. Р. 34-43.

19. Caligiuri P. Developing global leaders // Human Resource Management Review. 2006. Vol. 16. № 2. P. 219-228. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2006.03.009

20. Schilcher C., Poth A.-K., Sauer S., Stiefel K.-P., Will-Zocholl M. Trust in international teams: cultural, spatial, and organizational issues // International Journal of Business Research. 2011. Vol. 11. № 4. P. 29-38.

21. Black J. S., Mendenhall M. Cross-culture training effectiveness: a review and theoretical framework for future research // Academy of Man-agement Review. 1990. Vol. 15. № 1. P. 113-136. https://doi.org/10.2307/258109

22. Ragins B. R., Сotton J. L., Miller J. S. Marginal mentoring: the effeсts of type of mentor, quality of relationship, and program design on work and career attitudes // Aсademy of Management Journal. 2000. Vol. 43. № 6. https://doi.org/10.5465/1556344

23. Масалимова А. Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 104-108.

24. Кожевникова О. А. Новый взгляд на роль наставничества в организациях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 61. С. 235-238.

25. Васин С. М., Прохорова Ю. Е. Методика оценки процессов управления персоналом многонациональной организации // ЦИ-ТИСЭ. 2018. № 1. Режим доступа: https://ma123.ru/ru/2018/04/методика-оценки-процессов-управлени/ (дата обращения: 03.09.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?