Комсомольск-на-Амуре, Россия
Комсомольск-на-Амуре, Россия
Комсомольск-на-Амуре, Россия
Цель – разработка практических рекомендаций по планированию расходов учреждения высшего образования в соответствии с имеющимися в распоряжении финансовыми ресурсами. Методологической основой работы является эмпирическое исследование опыта российских вузов в области распределения затрат, связанных с организацией учебного процесса на этапе их планирования. Исследование показало, что недостатком используемой в настоящее время вузами методики распределения бюджетных средств является сохранение принципа затратного финансирования в части определения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. В результате обобщения существующей методики распределения формируемого фонда оплаты труда вуза предложен вариант ее корректировки с целью оптимизации затрат, обеспечивающих функционирование учебного процесса. Доработанный таким образом механизм определения средней заработной платы может стать основой комплексной методики расчета и формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава учреждения высшего образования точно в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, полученными в рамках нормативно-подушевого финансирования и в полном согласии с его принципами. Данный вариант заключается в использовании на практике преимущества способа формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава от численности студентов и установленного законодательно норматива доли фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава в выделенной государственной субсидии на подготовку студентов в рамках государственного задания, который на сегодняшний день носит рекомендательный характер. Поскольку объем выделенных в рамках субсидии средств по конкретному направлению подготовки обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований не может быть выше поступления финансовых ресурсов от внебюджетной образовательной деятельности по аналогичному направлению, то данный методический подход можно использовать как для определения экономической целесообразности сетевого сотрудничества с другими вузами, так и для образовательных программ с внебюджетным финансированием. Практическое использование предложенных методических разработок позволит вузу повысить прозрачность и эффективность распределения финансовых ресурсов, определить экономическую целесообразность сетевого сотрудничества для каждого конкретного случая и, как следствие, увеличить эффективность финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения в целом. Перспективы будущих исследований могут быть связаны с дальнейшим критическим осмыслением идеологии нормативно-подушевого финансирования в направлении более глубокого обоснования целесообразности перехода к сетевому сотрудничеству вузов.
нормативно-подушевое финансирование, профессорско-преподавательский состав, фонд оплаты труда, комбинированный подход к определению ФОТ ППС вузов, сетевое сотрудничество вузов
1. Климов А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов. Экономика образования. 2007. № 3. С. 22-27.
2. Боровская М. А., Ястребова О. К., Цветкова А. В., Михалькова Е. Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов. Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 3-14.
3. Avetisyan I. A. The problems of financing of higher education in modern Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2013, (1): 94-106.
4. Пещанская И. В, Хоминич И. П. Риск неэффективного использования бюджетных средств в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование и усиления финансовой самостоятельности вузов. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2013. № 9. С. 14-22.
5. Гурьев О. В. Финансирование учреждений образования. М.: Лаборатория книги, 2009. 129 с.
6. Каверн И. В. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования. Советник в сфере образования. 2014. № 2. С. 18-23.
7. Розина Н. М., Зуев В. М. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии. Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 122-135.
8. Богомолова И. С., Боровская М. А., Задорожняя Е. К. Совершенствование финансового обеспечения деятельности вузов. Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 538-542.
9. Чернова Е. Г., Ахобадзе Т. Д., Малова А. С., Салтан А. А. Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 37-82. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-37-82
10. Дьячкова А. В., Кулькова Л. И. Финансирование образовательного учреждения: поиск оптимальной бизнес-модели. Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28762 (дата обращения: 01.02.2021).
11. Рогова Т. М. Проблемные вопросы в финансировании высшего образования. Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 234-236. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2020-10245
12. Гукова А. В., Дорждеев А. В., Кизатова Н. А., Лосев А. Г., Лосева Н. В. Модель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 46. С. 2-11.
13. Ястребова О. К. Развитие нормативного бюджетного финансирования высшего образования. Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 41-51.
14. Корольков С. А., Лосев А. Г., Тараканов В. В. Управление образовательными программами через внедрение учебно-финансовых планов. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4. С. 49-55. https://doi.org/10.15826/umj.2016.104.027
15. Лосев А. Г., Корольков С. А., Тараканов В. В. Модель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6. С. 49-57. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.074
16. Васюнина М. Л. Финансовое обеспечение вузов: анализ проблем и направлений развития. Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 1. С. 116-130. https://doi.org/10.24891/ea.17.1.116
17. Стребков С. Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России. Вестник НГИЭИ. 2020. № 9. С. 54-72. https://doi.org/10.24411/2227-9407-2020-10084
18. Неретина Е. А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов. Высшее образование в России. 2013. № 4. C. 128-133.
19. Матюкин С. В., Кревский И. Г. Формы и механизмы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области образовательной и инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11100 (дата обращения: 01.02.2021)
20. Сухристина А. С., Безруков А. Н., Зиятдинова Ю. Н. Разработка модели сетевого взаимодействия региональных вузов. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/article/view?id=24928 (дата обращения: 28.05.2021)
21. Дмитриев В. С., Иванова В. С., Мертинс К. В. Сетевая форма организации образовательного процесса с применением электронного обучения. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 33-36.
22. Malinauskas R. K., Pozeriene J. Academic motivation among traditional and online university students. European Journal of Contemporary Education, 2020, 9(3): 584-591. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.3.584
23. Byankin A. S., Burdakova G. I., Babkin A. V. Strategies of digital transformations of higher educational institutions: Experience, methodological aspects of choice and implementation. Current problems and ways of industry development: equipment and technologies, eds. Shakirova O. G., Bashkov O. V., Khusainov A. A. Springer, Cham., 2021, vol. 200, 389-397. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69421-0_42
24. Нагаев Г. В., Кизиль Е. В. Пути улучшения финансового обеспечения высших учебных заведений. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2. № 1. С. 103-106.
25. Корольков С. А., Решетникова И. М., Тараканов В. В. Модель проведения финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 99-107. https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.5.10.
26. Rothkopf Е. Z. Costs of asynchronous distance ventures. Economics of Education Review, 22(4): 439-443. https://doi.org/10.1016/S0272-7757(03)00029-3
27. Vilaseca J., Castillo-Merino D. Economic efficiency of e-learning in education: An industrial approach. Intangible Capital, 2008, 4(3): 191-211. http://dx.doi.org/10.3926/ic.88