Кемерово, Россия
Интернет-мемы, тесно связанные с прецедентными феноменами, являются неотъемлемой частью интернет-дискурса, в частности развлекательного сегмента. Они направлены на отражение актуальных событий, самовыражение автора мема, создание комического эффекта и др. Мемы обладают такими характеристиками, как повторяемость, возможность трансформации, краткость текстового элемента, юмористическая направленность. В англоязычном интернет-дискурсе представлены мемы в форме текста, картинки, картинки с подписью, видео. Наиболее распространенными являются мемы, отсылающие к массовой и интернет-культуре. Ведущими коммуникативными целями создания и публикации мемов в социальных сетях являются развлечение, отражение актуальных событий, повышение личного рейтинга на ресурсе. Направленность социальной сети и особенности культуры мемов обусловливают преобладание кооперативной речевой стратегии, даже при выборе тактик, направленных на создание конфликта, негативная реакция адресанта не является целью.
коммуникация, интернет-дискурс, социальные сети, интернет-мем, воздействие, культурный код, прецедентность
1. Акбаш В. А., Шестопалова Д. А. Интернет-мемы в китайском медиапространстве как средство коммуникации. Россия - Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Чита, 29 апреля 2021 г.) Чита: ЗабГУ, 2021. С. 11-20.
2. Аликберова А. Р., Балакин Д. А. Интернет-мемы в китайском медиапространстве как отражение современной действительности. Казанский лингвистический журнал. 2019. Т. 2. № 2. С. 31-41.
3. Аникина Т. В. Специфика вербальной составляющей креолизованных интернет-мемов. Интерактивная наука. 2017. № 19. С. 66-68.
4. Артамонов Д. С. Юмор в исторической памяти: от анекдота и карикатуры к интернет-мему. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Т. 3. № 3. С. 213-237.
5. Балыкова Е. И. Языковая игра в интернет-мемах. Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Стерлитамак, 2-3 ноября 2020 г.) Стерлитамак: БашГУ, 2020. С. 118-120.
6. Горина Е. В. Конституирующие признаки дискурса Интернета: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 55 с.
7. Гридина Т. А., Талашманов С. С. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект. Политическая лингвистика. 2019. № 3. С. 31-37. https://doi.org/10.26170/pl19-03-03
8. Гурьянова А. М., Синегубова К. В. Школьный фактор формирования интернет-мемов (на материале образа Чацкого). Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. С. 37-41.
9. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга. Вестник Московского университета. Серия 12: Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 83-88.
10. Загоруйко И. Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. C. 56-60.
11. Канашина С. В. Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 22. С. 118-125.
12. Карасик В. И. Развлекательный дискурс как институциональный вектор общения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2020. № 3. С. 91-103.
13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с.
14. Ляшева М. Н. Функционирование идеологем в современном развлекательном интернет-дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2020. 24 с.
15. Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации. Art Logos. 2019. № 2. С. 142-151.