с 01.01.2021 по настоящее время
Новосибирск, Россия
Представлены качественные и количественные данные установления эффективности технологии развития межкультурной компетентности студентов-международников в виртуальной среде на занятиях по иностранному языку. Предыдущие исследования в этой области, показавшие необходимость развития межкультурной компетенции для данного направления подготовки, не учитывали состояние и механизмы современной глобальной коммуникации, а также не предлагали соответствующие технологии обучения на занятиях по иностранному языку для студентов, изучающих международные отношения в России. В течение зимнего семестра 2021–2022 учебного года проводились опросы и наблюдение за целевой аудиторией с целью сбора и классификации данных по вопросам: 1) как студенты создают контент для блога на английском языке вне аудитории и как они работают в ней; 2) насколько комплементарны новые формы внеаудиторной работы в формировании межкультурной компетенции по отношению к традиционным аудиторным. В пробном обучении приняли участие 93 студента 2 и 3 курсов, в независимой оценке технологии – 50 человек (28 студентов, 22 преподавателя). Процесс работы над блогом был разделен по типам виртуальной межкультурной коммуникации (устно-письменный, смешанный и устный), соответствующим элементам образовательной программы каждого года обучения. Независимое оценивание, проводимое преподавателями и студентами, не участвовавшими в эксперименте, но имевшими возможность наблюдать за блогом, показало общий интерес к технологии, степень ее принятия и перспективы более широкого внедрения. Результаты исследования показывают возможность успешной реализации технологии в выбранном контексте.
педагогические технологии, виртуальная среда, международные отношения, межкультурная компетенция, межкультурная коммуникация, иностранный язык
1. Юрченко М. А. Перспективы полилингвального подхода в обучении иностранным языкам. Лингвистика, перевод, межкультурная коммуникация: мат-лы XXI науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 21-22 ноября 2019 г.) Екатеринбург: Альфа Принт, 2020. С. 119-122.
2. Yurchenko M. A. The pedagogical challenge of intercultural competence development in the post-COVID era. Актуальные аспекты развития воздушного транспорта (Авиатранс-2021): мат-лы науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Ростов-на-Дону, 20-27 октября 2021 г.) Ростов н/Д.: Ростовский филиал МГТУ ГА, 2021. С. 123-128.
3. Сираева М. Н. Межкультурная коммуникация в обучении иностранным языкам: исторические предпосылки и перспективы. Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Санкт-Петербург, 27 октября 2014 г.) СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 14-17.
4. Gusakova N. L., Ogneva E. A., Boichuk I. V. Linguo-cultural aspects of cross-cultural communication. Russian Linguistic Bulletin, 2017, (2): 9-11. https://doi.org/10.18454/RULB.10.13
5. Мюнникс Г. Возможна ли межкультурная коммуникация? О важности адекватного перевода в мире глобальных отношений. Век глобализации. 2021. № 1. С. 59-69. https://doi.org/10.30884/vglob/2021.01.05
6. Delanoy W. Quo vadis (inter-)kulturelle bildung? Internationalisierung des Lehramtsstudiums. Paderborn: Brill; Schöningh, 2018, 35-55. https://doi.org/10.30965/9783657728459_004
7. Schneider-Wohlfahrt U., Pfänder B., Pfänder P., Schmidt B. Fremdheit üeberwinden: theorie und praxis des interkulturellen lernens in der erwachsenenbildung. Opladen: Leske + Budrich, 1990, 268. https://doi.org/10.1007/978-3-322-97205-7
8. Газилов М. Г. К вопросу о гендерном подходе при обучении иностранному языку. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 17-20.
9. Харченкова Л. И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: Сударыня, 1994. 142 с.
10. Knapp A. Interkulturelle kompetenz: eine sprachwissenschaftliche perspektive. Interkulturelle kompetenz und pädagogische professionalität, ed. Auernheimer G. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2008, 81-97. https://doi.org/10.1007/978-3-531-92198-3_5
11. Fischer G. E-mail in foreign language teaching: towards the creation of virtual classrooms. Tübingen: Stauffenburg, 1998, 205.
12. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа; Амскорт интернэшнл, 1991. 311 c.
13. Кузнецова А. А., Фурманова В. П. Межкультурная компетенция как средство адаптации в иноязычной среде. XLIX Огаревские чтения: мат-лы науч. конф. (Саранск, 7-13 декабря 2020 г.) Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2021. Ч. 3. С. 339-343.
14. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1040 с.
15. Sterck G. de. Review of Buttjes, Dieter & Michael Byram, eds. (1991) Mediating languages and cultures: towards an intercultural theory of foreign language education. ITL - International Journal of Applied Linguistics, 1993, 99(1): 147-155. https://doi.org/10.1075/itl.99-100.11des
16. Spitzberg B. H., Changnon G. Conceptualizing intercultural competence. The SAGE handbook of intercultural competence, ed. Deardorff D. K. Thousand Oaks: Sage, 2009, 2-52. https://dx.doi.org/10.4135/9781071872987.n1
17. Samovar L. A., Porter R. E. Understanding intercultural communication: an introduction and overview. Intercultural communication: a reader. 10th ed. Belmont, CA: Wadsworth; Thomson Learning, 2003, 6-17.
18. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.
19. Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 50-52.
20. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 c.
21. Ларина Т. В. Основы межкультурной коммуникации. М.: Академия, 2017. 192 с.
22. Соловьева И. С., Данилов Д. А. Введение интеграции в процесс обучения иностранному языку в старших классах средней школы. Наука и образование. 2006. № 4. С. 133-136.
23. Яковлева Т. А. Проблемы межкультурной коммуникации на примере особенностей форм приветствия в Австрии и Германии. Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 4. С. 153-160.
24. Дрыгина М. В. К вопросу развития межкультурной компетенции при использовании мобильных технологий в обучении иностранному языку. Наука и мир. 2019. № 3-3. С. 19-24.
25. Imnadze E. L'intégration de technologies numériques dans l'enseignement / apprentissages des langues / cultures étrangères. Etudes Interdisciplinaires en Sciences humaines, 2018, (5): 113-123.
26. Бетретдинова И. К. Обучение виртуальному письменному общению в рамках развития умений письменной речи учащихся. Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 177-180.
27. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с.
28. Гейхман Л. К., Ставцева И. В. Межкультурная коммуникация: реальное и виртуальное. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. Т. 214. С. 64-67.
29. Апетян М. К. Особенности виртуальной коммуникации. Молодой ученый. 2015. № 3. С. 939-941.
30. Гейхман Л. К., Белкина О. В., Галанова С. Ю., Ставцева И. В. Межкультурная коммуникация: традиции и инновации. Судьбы национальных культур в условиях глобализации: сб. мат-лов II Междунар. науч. конф. (Челябинск, 4-5 апреля 2013 г.) Челябинск: Энциклопедия, 2013. Т. 1. С. 269-273.