Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Дальний Восток России занимает значительную территорию северо-восточной части Евразии, располагая выходами к двум океанам – Северно-Ледовитому и Тихому – с северного побережья (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) и восточного побережья материка (Берингово, Охотское и Японское моря). Регион вытянут меридиально, что предопределяет разнообразие природно-климатических зон и растительного и животного миров, а значит, потенциал для развития туризма. Особенности экономико-географического положения макрорегиона обуславливают транспортно-транзитный потенциал, формируя предпосылки для тесного сотрудничества с крупнейшими формирующимися рынками стран АТР. Однако отраслевая структура экономики ДФО представлена добывающими и обрабатывающими производствами. Стратегическая задача увеличения доли несырьевого неэнергетического экспорта в общей структуре экспорта страны актуализирует задачу поиска стратегических возможностей и оценки потенциала развития отрасли туризма в пределах Тихоокеанской России. Объектом исследования являлся туризм как стратегическая отрасль экономики Дальнего Востока России. Наличие конкурентных преимуществ макрорегиона предопределяет необходимость разработки комплексной стратегии развития туризма для ДФО. Анализ стратегических возможностей предполагает поиск ресурсов (экономических, финансовых, трудовых и временных) для реализации поставленных задач. Анализ стратегических возможностей развития туризма в макрорегионе – первый и важнейший этап анализа внешней среды объекта стратегирования. Важность данного этапа заключается в том, что «форточка» возможностей доступна на определенное время и от своевременности принятия управленческих решений по системному комплексному развитию отрасли посредством разработки единого документа стратегии зависит реальность вовлечения огромной и богатой природными ресурсами территории страны в глобальный туристский оборот. Анализ возможностей развития туризма в ДФО позволил наметить стратегические ориентиры развития макрорегиона в сторону диверсификации экономики и повышения качества жизни населения. Дальнейшее направление анализа предполагает комплексную оценку объекта стратегирования с позиции сильных и слабых сторон и наличия конкурентных преимуществ для реализации выявленных возможностей.
стратегия, стратегические возможности, туризм, экономика Дальнего Востока России, Азиатско-Тихоокеанский регион, трансграничное сотрудничество
ВВЕДЕНИЕ
1 Современная Россия: географическое описание нашего Отечества. Дальний Восток / отв. ред. В. М. Котляков, П. Я. Бакланов. М.: Паулсен,
2020. 464 с.
2 Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 626 с.
3 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
4 Маслов А. А. Вызов для России – необходимость создания самостоятельной идентичности в мировых процессах // 10 лет в глобальном мире:
сборник интервью / гл. ред. И. С. Иванов. М.: НП РСМД, 2021. С. 51–57.
5 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока
и Байкальского региона на период до 2025 года».
6 Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития
Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года».
7 Минакир П. А., Прокапало О. М. Программная экономика: дальневосточная проекция // Регионолистика. 2021. Т. 8. № 4. С. 36–44. https://
doi.org/10.14530/reg.2021.4.36
Дальний Восток как «зона глобальных контакт-
ных географических структур» активно вовлечен
в трансграничные зоны экономического инте-
реса, предполагающие совместное освоение
природных ресурсов суши, морей и океанов, а на-
личие трансконтинентальных транспортных ко-
ридоров способствует укреплению экономичес-
ких связей государств1. Геоэкономическое и
геополитическое положение региона формиру-
ется с учетом сопряжения территории через
сухопутные и морские государственные грани-
цы с крупнейшими странами с формирую-
щимся рынком2,3. Трансграничный регион как
целостная геосистема в контексте природно-
ресурсного потенциала (через многие бас-
сейны дальневосточных морей проходят го-
сударственные границы стран АТР) должен
рассматриваться в качестве единого терри-
ториального пространства в в опросах органи-
зации устойчивого и экологически ответственного
природопользования и туризма4.
Долгосрочные стратегические ориентиры раз-
вития дальневосточных территорий России
определены в документах «Стратегия развития
Дальнего Востока и Байкальского региона
до 2025 года» и «Национальная программа
социально-экономического развития Дальнего
Востока на период до 2024 года и на перспективу
до 2035 года»5,6.
Стратегический анализ туристского
потенциала Дальнего Востока России
Дальний Восток России или Тихоокеанская
Россия, особенно ее морская акватория, как
зона пересечения геополитических интересов
России и стран АТР вынужден выстраивать стра-
тегический вектор сотрудничества на принципе
сбалансированности интересов сторон, в т. ч. в
сфере туризма и международного культурного
обмена. Транспортно-транзитный потенциал оке-
анов, морей и рек Тихоокеанской России слу-
жит стратегическим ресурсом и плацдармом
международного сотрудничества по различным
направлениям. Стоит отметить, что в 2020 г.
более 77 % совокупного объема экспорта дальне-
восточного региона России приходилось на
страны «большой тройки» Северо-Восточной
Азии (Япония, Республика Корея, КНР)7.
2022. Том 2. № 3
393
Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
В силу природно-климатических особеннос-
тей региона южные территории более урбани-
зированы (68,4 % населения региона). Это обус-
лавливает большую антропогенную нагрузку
на природу и актуализирует вопросы сохранения
биоразнообразия особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) юга Дальнего Востока.
На Дальнем Востоке России созданы все
типы ООПТ. В отдельных субъектах региона
территории ООПТ занимают от 3,7 до 18,5 % от
общей площади территории (табл. 18). На терри-
тории создан единственный в РФ Дальневосточ-
ный государственный биосферный морской за-
поведник9.
До 2007 г. в регионе не было национальных
парков. Отношение ООПТ первой категории к
общей площади округа соответствовало 1,3 %,
тогда как в среднем по России – 2 %.
В 2007 г. на территории региона были образованы
национальные парки «Удэгейская легенда», «Зов
тигра» и «Анюйский». В 2012 г. для сохранения
дальневосточного леопарда и амурского тигра
создан национальный парк «Земля леопарда»,
в котором расположен старейший заповедник
страны «Кедровая падь». Одним из крупней-
8 Составлено автором на основе данных Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru/
activity/oopt (дата обращения: 15.09.2022).
9 Современная Россия: географическое описание…
10 Новикова И. В. Стратегическое развитие трудовых ресурсов Дальнего Востока России. М.: Креативная экономика, 2019. 158 с. https://doi.
org/10.18334/9785912922756
11 Новикова И. В., Яо Л. Стратегическое сотрудничество Китая с Россией в области развития трудовых ресурсов // Управленческое консульти-
рование. 2020. Т. 137. № 5. С. 60–67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-60-67
ших ООПТ юга Дальнего Востока является
национальный парк «Бикин», территория ко-
торого в 2018 г. включена в список объектов
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Важнейшими экологическими угрозами, с
которыми может столкнуться ДФО из-за тех-
ногенной нагрузки на территорию, являются
нерациональное природопользование, особенно
лесного фонда региона, превышение норм до-
бычи морепродуктов, техногенные загрязне-
ния морской среды (загрязнение прибрежно-
морских вод), добыча минерально-сырьевых
ресурсов, освоение нефтегазовых ресурсов,
трансграничный воздушный и водный перенос
загрязнений и экстремальные природные яв-
ления. Важнейшей стратегической угрозой эко-
номики региона является отрицательный миг-
рационный прирост населения10,11.
Вопрос сохранения биоразнообразия юга
Дальнего Востока является трансграничной
стратегической задачей государств АТР, т. к.
через речные и морские бассейны Дальнего
Востока пролегают государственные границы
данных государств. Например, бассейн реки
Амур является объектом стратегического инте-
реса России, Китая и Монголии. Возможным
решением данного вопроса является создание т. н.
трансграничного эконета – экологической при-
родоохранной сети. Разработана и реализуется
международная программа «Зеленый пояс
Амура», инициированная Всемирным фондом
дикой природы. Стратегическим рычагом реше-
ния данного вопроса является практика созда-
ния трансграничных охраняемых природных
территорий – участков суши и моря, являю-
щихся объектами природоохранной деятель-
ности и управляемых совместно государствами,
границы которых пролегают в единой природо-
Таблица 1. Заповедники, национальные парки
и заказники ДФО по состоянию на 2022 г.
Table 1. Reserves, national parks, and sanctuaries
of the Far Eastern Federal District in 2022
Охраняемые
территории
РФ
в целом
ДФО
Площадь (всего) 1710,0 695,3 (40,6 %)
Заповедники 33,9 14,5 (42,8 %)
Национальные парки 13,9 5,6 (40,3 %)
Федеральные
заказники
12,2 2,0 (16,7%)
2022. Vol 2. No 3
394
Chkhotua IZ Strategizing of Russian Far East...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
охранной зоне, на основе законов международного
права.
Отраслевая структура Тихоокеанской России
разнообразна и представлена добывающими и
обрабатывающими производствами. Территории
региона разнообразны по возможностям эко-
номического освоения и социально-экономи-
ческому потенциалу, поэтому их условно под-
разделяют на субъекты северной зоны (Рес-
публика Саха (Якутия), Магаданская область,
Камчатский край и Чукотский автономный
округ) и южной (Амурская область, Еврейская
автономная область, Хабаровский, Приморский
и Забайкальский края, Сахалинская область,
Республика Бурятия). Добывающее производство,
морекультура и лесное хозяйство – основа
экономики Магаданской, Сахалинской и Амурской
областей, Камчатского края, Республики Саха
(Якутия) и Чукотского автономного округа.
Сфера услуг и обрабатывающие производства –
основа экономики Приморского и Хабаровского
краёв и Еврейской автономной области12.
Дальний Восток России, несмотря на при-
родные богатства (1,5 млн рек, протекающих
на территории региона; 80,2 % территории
ДФО представлено землями лесного фонда;
макрорегион являетсся вторым в масштабах
страны по запасу древесины и минерально-
сырьевых ресурсов; большие запасы морских
биологических ресурсов; уникальная природа
и объекты показа), обладает рядом ограни-
чений, препятствующих активному эконо-
мическому освоению территории дестинации.
К ним относятся экстремальные природно-
климатические условия, преобладание горного
рельефа (только примерно одна треть всей
территории юга ДФО пригодна для экономи-
12 Николайчук О. А. Дальний Восток России: от депрессивного региона к территории будущего. М.: НИЦ ИНФА-М, 2022. 197 с.
13 Дарькин С. М., Квинт В. Л., Алимурадов М. К. Стратегические приоритеты развития Дальнего Востока России. М., 2015. 127 c.
14 Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика…
15 Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок – влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний //
Эффективное антикризисное управление. 2012. Т. 72. № 3. С. 50–61.
16 Kvint V. L. Strategy for the global market…
17 Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика…
18 Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок…
19 Kvint V. L. Strategy for the global market…
ческого освоения), тайфуны, наводнения и
мерзлота, покрывающая большую часть терри-
тории. Относительно разнообразная система
устойчивого полиресурсного природопользо-
вания представлена только на юге макрорегиона13.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования являлась отрасль ту-
ризма на Дальнем Востоке России. Выявлены
и проанализированы стратегические возмож-
ности развития внутреннего и въездного туризма
в дестинации с учетом туристского потенциала
(природно-рекреационного, культурного, инфра-
структурного, кадрового), тесного сопряже-
ния макрорегиона с развитыми экономиками
стран с формирующимся рынком, институ-
циональной поддержки центра и новой гео-
политической реальности. Методологической
базой исследования являются фундаментальные
труды по теории и методологии стратегирования
иностранного члена РАН В. Л. Квинта14,15,16.
Жизнеспособность и действенность постулатов
теории и практики стратегирования доказана
реализованными масштабными проектами по
разработке стратегий социально-экономичес-
кого развития стран, регионов и городов, в ко-
торых группа ученых МГУ им. Ломоносова
под руководством В. Л. Квинта принимала
участие. Важнейший ориентир реализации
любой стратегии – повышение качества жизни
населения, что нашло отражение в разработанных
группой ученых стратегических документах17,18,19.
Стратегия как путеводитель к выверенным
интересам через хаос будущего и вектор развития
с учетом ресурсной обеспеченности и фактора
времени позволяет системно взглянуть на задачу
развития туристской отрасли.
2022. Том 2. № 3
395
Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Стратегический анализ возможностей
развития туризма на Дальнем Востоке России
Поиск стратегических возможностей развития
туризма на Дальнем Востоке России предполагает
выявление глобальных, национальных и ре-
гиональных трендов, а также оценку потенциала
территории на предмет возможности форми-
рования новых точек туристского интереса и
вовлечения территории макрорегина в мировой
туристский оборот. Ниже представлены воз-
можности развития туризма как важнейшей
системообразующей стратегической отрасли
Дальнего Востока России:
1. Природно-рекреационный потенциал реги-
она и особенности экономико-географическо-
го положения, а именно удаленность Дальнего
Востока от центральных регионов страны
и близость азиатских рынков, являются стра-
тегической предпосылкой необходимости
интеграции ДФО в систему международных
связей со странами АТР. С 1991 г. наблюдает-
ся рост внешнеторгового оборота региона
со странами АТР. Товарная структура экспорта
Дальнего Востока зависит от его природно-
ресурсного потенциала: более 50 % запасов
золота, более 80 % запасов вольфрама, олова,
свинца, ртути и молибдена, более 90 % запасов
алмазов, более 30 % общих площадей лесного
фонда, более 35 % угольных запасов страны. Та-
ким образом, преобладает сырьевая ориентация
экспорта региона. Импорт представлен това-
рами обрабатывающих производств (автомобили,
строительная техника и др.). География внеш-
неторговых связей стабильна и была пред-
ставлена странами АТР: Китай, Япония, Респуб-
лика Корея, Индия и др. П омимо товаров
сырьевой направленности, регион экспортирует
как транспортные услуги, так и услуги
в сфере образования и туризма. Создание бла-
гоприятного инвестиционного климата в реги-
оне – стратегическая задача федерального уров-
ня. Приоритетными направлениями инвестиро-
вания в региональную экономику являлись
энергетика, разработка полезных ископае-
мых, лесное хозяйство, аренда и предоставле-
ние услуг, в частности аренда земель сельхоз-
назначения и геологоразведка. В настоящий
момент одним из приоритетных направле-
ний международного сотрудничества в АТР
становится сфера туризма и международного
культурного обмена. Дальний Восток как тер-
ритория географического контакта различ-
ных стран создает условия для кросскультур-
ной коммуникации. Например, были созданы
Северо-Восточный федеральный университет
им. М. К. Аммосова и Дальневосточный фе-
деральный университет, в которых реализуется
множество международных программ обучения
и совместных исследовательских программ, а
также проводятся международные научные
мероприятия. До недавнего времени жители
региона предпочитали выездные направления
в близлежащие зарубежные дестинации из-за
доступности перелетов, территориальной бли-
зости развитых экономик мира, высокого качества
сервиса и широкого спектра разнообразных
услуг, включая медицинский туризм. Некоторые
города стали городами-побратимыми крупным
городам ДФО.
2. Близость целевых рынков и историческая
общность развития территории. Историчес-
кий путь освоения дальневосточных террито-
рий ознаменовался столкновением интересов
России, Китая, Японии, США, Великобритании
и ряда других государств. Стратегической целью
России тогда, как и сейчас, являлось укрепление
геоэкономического статуса на пути к выходам
к Тихоокеанскому побережью и Амурскому
бассейну. Академик РАН П. А. Минакир под-
черкивает цикличность в вопросах развития
Дальнего Востока России: когда для страны
на первый план выходят задачи укрепления
суверенитета, то в регион из центра направ-
ляются финансовые, материальные и инсти-
туциональные ресурсы для ускоренного развития.
При снижении градуса геополитической напря-
2022. Vol 2. No 3
396
Chkhotua IZ Strategizing of Russian Far East...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
женности развитие региона смещается в
сторону анклавности, а ресурсы центра пе-
рераспределяются на другие приоритетные
задачи20,21,22. На сегодняшний день фокус вни-
мания сосредоточен на геополитических ин-
тересах. Оторванность российской экономики
от европейских рынков и близость крупней-
ших азиатских направлений способствуют
развитию трансграничного взаимодействия по
важнейшим направлениям экономики, в т. ч.
туризму и международным культурным связям,
т. к. работа по расширению географии въездных
и выездных туристских потоков, упрощению
туристских формальностей и созданию бла-
гоприятных условий для туристов целевых
рынков Россией велась задолго до глобальной
трансформации картины мира23,24. Важнейшим
целевым рынком развития въездного туризма
для ДФО остается Китай.
3. Создание единой дальневосточной авиа-
компании. Более 70 % стоимости турпоезд-
ки составляет перелет в дестинацию, поэто-
му путешествия в отдаленные регионы пред-
ставляются затратными и недоступными для
населения центральной части России. До не-
давнего времени перемещения в преде-
лах ДФО осуществлялись не на прямую,
а через крупные транспортные узлы страны.
В Национальной программе в рамках
задачи повышения инвестиционной привле-
кательности ключевых отраслей экономики
региона предполагалось организовать (с учас-
тием федеральных институтов развития)
региональную авиакомпанию на базе воз-
20 Vlasyuk L. I., Minakir P. A. Regional long-term forecasts: A synthesis of technological and economical approaches // Studies on Russian Economic
Development. 2013. Vol. 24. № 2. P. 99–107. https://doi.org/10.1134/S1075700713020135
21 Минакир П. А., Прокапало О. М. Программная экономика…
22 Минакир П. А., Прокапало О. М. Российский Дальний Восток: экономические фобии и геополитические амбиции // ЭКО. 2017. № 4.
С. 5–26.
23 Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский
государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
24 Стратегирование цифрового Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 434 с. https://doi.
org/10.21603/978-5-8353-2796-6
25 Официальный сайт единой дальневосточной компании «Аврора». URL: https://www.flyaurora.ru/information/about/press-service/news/twothousand-
twenty-one/15991 (дата обращения: 15.09.2022).
26 ТОР – территория опережающего развития, СПВ – свободный порт Владивосток, КОРФ – Курильские острова РФ, САР – специальный
административный район, АЗРФ – арктическая зона РФ, ИНТЦ – инновационный научно-технологический центр
душных судов отечественного производства
для осуществления внутрирегиональных и
межрегиональных перевозок. Повышение транс-
портной доступности регионов ДФО – одна
из стратегических целей развития Тихоокеанской
России. Предусматривается строительство и
реконструкция 40 аэропортов и разработка
разветвленной маршрутной сети. В рамках
нацпрограммы планируется организовать 535
социально значимых маршрута, из которых
более 400 – внутрирегиональные. Господдрежка
социально значимых маршрутов позволила
снизить цену перевозки, что сделало доступным
перелет для более чем 100 тыс. человек25.
4. Введение повышенного кэшбека на даль-
невосточные направления. Идея повышенного
кэшбека на поездки в ДФО предложена с целью
компенсации дорогостоящего перелета. Однако
механизм работы программы не позволяет
реализовать данную идею в первоначаль-
ном виде из-за особенностей функционирования
платежной системы Мир: повышенный кэшбек
начисляется только в случае бронирования
средств размещения, расположенных на Дальнем
Востоке России, и осуществляется автоматически,
исходя из ИНН регионального отеля.
5. Господдержка развития отрасли (созданы спе-
циальные режимы для бизнеса в рамках ТОР,
СПВ, КОРФ, САР, АЗРФ и ИНТЦ26). Применяются
налоговые льготы для бизнеса (0 % налог
на прибыль и налог на имущество сроком на 5 лет,
0 % земельный налог на 3–5 лет, 7,6 % страхо-
вые взносы в течение 10 лет), привлекаются
граждане иных стран на работу без квоты, уста-
2022. Том 2. № 3
397
Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
навливаются ограничения сроков проведения
проверок предприятий региона, применяются
льготные субсидии и др. Инструменты реги-
онального развития успешно применяемые
в ДФО: ТОР и придание портам и прибреж-
ным территориям статуса «свободного порта»
(цель – формирование «точек роста» в регионах
через создание преференциальных режимов
для резидентов-инвесторов, а также развитие
экспортоориентированных производств в при-
морских районах). Стратегические приоритетные
направления развития ДФО, сформулированные
на основе оценок программных документов
и научной литературы, посвященной социально-
экономическому развитию региона: развитие
морехозяйственных структур (морской транс-
порт, судостроение и с удоремонт, рыбодо-
быча и переработка, марикультура и прочее),
модернизация инфраструктуры (железнодорож-
ной, автодорожной, энергетической, трубопро-
водной), добыча, транспортировка и пере-
работка нефти и газа и прочие виды
деятельности, среди которых добыча и пере-
работка другого минерального сырья, заготовка
и переработка древесины, развитие научно-
образовательного кластера и туризма (реали-
зация последнего приоритета наиболее значима
для экономик Приморского, Хабаровского и
Камчатского краёв, Сахалинской и Амур-
ской областей и Республики Саха (Якутия)).
В макрорегионе в сфере туризма реализуется
91 проект с совокупным объемом инвестиций
43,8 млрд руб. Планируется создать более
5878 новых рабочих мест27.
6. Уникальный культурный код дестинации.
Из-за географической близости ДФО к странам
АТР регион активно вовлечен в кросскультурную
коммуникацию с приграничными государствами.
В данных условиях идентичность региона
раскрывается в уникальной богатой культуре,
27 Лехтянская Л. В., Римская Т. Г. Туризм – одно из приоритетных направлений экономического развития Дальнего Востока // Карельский
научный журнал. 2019. Т. 8. № 2. С. 126–130. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0802-0033
28 Воливок О. А., Ковалев Р. С. Приморский край как центр развития экологического туризма на Дальнем Востоке // Азимут научных иссле-
дований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2. С. 187–190. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0902-0043
традициях коренных малочисленных народов
и щедрой гастрономии, но с региональной специ-
фикой. В ДФО идет строительство культурно-
образовательного кластера во Владивостоке
и планируется открытие первого в ДФО креа-
тивного кластера в Якутии. Открылись раз-
влекательная зона «Приморье», филиалы
Мариинского театра и балета, Эрмитажа и
крупнейший океанариум на острове Русский.
Международное сотрудничество до последнего
времени активно развивалось и в сфере обра-
зования: ДФО ведет сотрудничество с более чем
19 странами мира, предлагающими академи-
ческое образование и исследования (в универ-
ситете учатся более 3000 студентов из 52 стран
мира), реализуются профориентационные и меж-
дународные исследовательские программы и др.
7. Богатый природно-рекреационный потен-
циал для развития определенных видов туриз-
ма, востребованных поколением Z (зумеры):
экологический, экстремальный, спортивный, об-
разовательный, гастрономический и др. На
Дальнем Востоке располагается 55 федераль-
ных особо охраняемых природных территорий.
В Приморской области находится 6 государст-
венных природных заповедников, 13 государст-
венных природных заказников, 4 национальных
парка федерального значения, природный парк
краевого значения и 214 памятников природы28.
Разработано более 80 природно-экологиче-
ских маршрутов, но их недостаточно для столь
обширной и богатой природными красотами
территории.
8. Трансграничность туристских проектов и
связей как один из факторов социально-эко-
номического развития приграничных терри-
торий способствует установлению устойчивых
международных связей по различным нап-
равлениям деятельности. На Дальнем Востоке
России ярким примером трансграничного сот-
2022. Vol 2. No 3
398
Chkhotua IZ Strategizing of Russian Far East...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
рудничества в сфере туризма является меж-
региональный туристский бренд «Восточное
кольцо России». Трансграничность – это фактор
повышения устойчивости международных
связей по различным направлениям деятель-
ности на основе взаимовыгодности исполь-
зования ресурсов29,30. Выделяют следующие
типы взаимодействия территорий в усло-
виях трансграничности: приграничное взаимо-
действие, интеграция и образование единых
трансграничных районов. Эффективной орга-
низационной формой реализации принципа
трансграничности выступает туристко-рекреа-
ционный кластер. Из совокупности региональ-
ных кластеров, сформировавшихся на терри-
тории РФ, на трансграничные кластеры при-
ходится более 37 %31. Это свидетельствует о
высоком туристском потенциале территорий
по обе стороны границы и целесообразности его
совместного использования на взаимовыгодных
условиях.
9. Возможность введения электронной визы
для более 50 зарубежных стран. В результате
распространения коронавирусной инфекции про-
ект по внедрению единой электронной визы
на всей территории страны был приостановлен.
Пилотный проект по оформлению и выдаче
электронных виз работал на Дальнем Востоке
(2017 г.), в Санкт-Петербурге и Ленобласти
и Калининграде (2019 г.). Пилотный про-
ект доказал свою эффективность, т. к. с момента
его запуска во Владивостоке было оформлено
193 тыс. электронных виз, в Санкт-Петербурге
за пять месяцев работы – 151 тыс., в Ленобласти
за тот же период – 108 тыс. Любое послабление
в отношении туристских формальностей ведет
к росту въездного турпотока в дестинацию
на 20–30 %. На ВЭФ-2022 вопрос введения
29 Стратегирование отрасли туризма…
30 Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021.
416 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3
31 Гомилевская Г. А., Иванова Д. А. Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России // Территория
новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 3. С. 63–81. https://doi.
org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/063-081
32 ВЭФ-2022-Восточный экономический форум, который проходил во Владивостоке с 5 по 8 сентября 2022 г.
33 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р…
единой электронной визы на всей территории
России снова стал актуален32.
10. Потенциал для развития морского (круиз-
ного, научно-экспедиционного) туризма. Кор-
порация развития Дальнего Востока и Аркти-
ки инициировала создание единой круизной
компании, осуществляющей межрегиональное
сообщение между Приморским краем, Камчат-
кой и Сахалином через порты Владивостока,
Петропавловска-Камчатского и Корсакова, а так-
же в другие регионы Дальнего Востока и Арктики.
На Сахалине в 2021 г. с остоялся выход двух
новых грузопассажирских судов – «Адмирал
Невельский» и «Павел Леонов», поставленных
на маршруты Сахалин – Курилы. Узким местом
в реализации стратегической задачи развития
круизного туризма в регионах Дальнего Востока
России является отсутствие прибрежной ин-
фраструктуры и проблема сложности захода
международных круизных операторов в порты
ДФО. Оборот мирового круизного рынка оце-
нивается в $150 млрд в год, при этом на
РФ приходится около 2 %, на Дальний Восток
и Арктику – 0,2 % доходов от мирового круизного
туризма.
11. Наличие крупнейших транспортных арте-
рий, пронизывающих территорию ДФО. Соглас-
но Стратегии социально-экономического разви-
тия Дальнего Востока и Байкальского реги-
она на период до 2025 года «снятие инфра-
структурных ограничений и создание транс-
портно-коммуникационных условий для устой-
чивого социально-экономического развития,
обеспечения территориальной целостности и
национальной безопасности страны» явля-
ется стратегическим приоритетом развития
Дальнего Востока России33. Реализация дан-
ного приоритета предусматривает развитие
2022. Том 2. № 3
399
Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
опорной транспортной сети (строительство
и модернизация магистралей, транспортно-логи-
стических узлов, морских портов и т. д.). Развитие
и сопряжение местной транспортной сети с
опорной транспортной сетью страны позволит
интегрировать и связать отдаленные террито-
рии ДФО в единое экономическое простран-
ство в рамках страны. Именно транспортная
доступность отдаленных населенных пунктов
регионов ДФО будет влиять на повышение
качества жизни населения данных территорий
и способствовать вовлечению новых локаций
в туристский оборот.
12. Событийный потенциал ДФО. На террито-
рии Тихоокеанской России проводятся крупней-
шие международные событийные мероприятия
по различным направлениям: зимние Междуна-
родные спортивные игры «Дети Азии», Между-
народные интеллектуальные игры, Восточный эко-
номический форум, множество международных
фестивалей различной тематической направ-
ленности и т. д. В ежегодном Рейтинге событий-
ного потенциала регионов России, составляе-
мом Выставочным научно-исследовательским
центром R&C, Приморский край входит более
5 лет подряд в первую десятку рейтинга, демон-
34 Рейтинг событийного потенциала регионов. URL: https://roscongress.org/materials/reyting-sobytiynogo-potentsiala-regionov-2021 (дата обращения:
15.09.2022).
35 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р…
36 Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р…
37 Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
до 2032 года с целевым видением до 2050 года».
стрируя высокий событийный потенциал
дестинации34.
13. Богатый рекреационно-оздоровительный
потенциал, позволяющий развивать медицинс-
кий и рекреационно-оздоровительный туризм.
В Республике Бурятия располагается более
100 выходов минеральной воды с различными
полезными свойствами, используемой в лечеб-
ных, оздоровительных и бытовых целях, а также
более 20 минеральных озер. Среди освоенных рек-
реационных ресурсов можно выделить минераль-
ные источники Тункинской долины, Горячинский,
Гусихинский и Котельниковский минеральные
источники, Котокельское месторождение мине-
ральных радоновых вод и др. Статусом курорта
федерального значения обладает курорт «Аршан»
Тункинского района.
Созданы институциональные возможности
для развития туризма в каждом субъекте ДФО.
В рамках каждой дальневосточной террито-
риальной единицы разработаны нормативно-
правовые документы, стратегии и программы,
реализующие единую концепцию развития ту-
ризма в регионе, в т. ч. определены приоритетные
направления развития туризма в каждой
из 11 дестинаций ДФО (табл. 2).
Таблица 2. Приоритетные направления развития туризма в разрезе субъектов ДФО
Table 2. Priority areas for the development of tourism in the Far Eastern Federal District
Регион Нормативно-правовое регулирование Приоритетные направления
ДФО
Стратегия социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона
на период до 2025 г.35
Рекреационный, лечебно-оздоровительный,
культурно-исторический, круизный,
экологический, научный, этнографический,
исторический, спортивный, космический
и др.
Национальная программа социально-
экономического развития Дальнего Востока
на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.36
Республика
Саха
(Якутия)
Закон «О Стратегии социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года
с целевым видением до 2050 года»37
Экологический, спортивный, сельский,
культурно-познавательный, промтуризм,
научный, арктический и др.
2022. Vol 2. No 3
400
Chkhotua IZ Strategizing of Russian Far East...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
Регион Нормативно-правовое регулирование Приоритетные направления
Камчатский
край
Стратегия социально-экономического
развития Камчатского края до 2030 г.38
Пляжный, медицинский, морской
(круизный, экспедиционный), культурно-
исторический, экологический, научный,
этнографический, экологический и др.
Стратегия развития туризма в Камчатском
крае на период до 2025 г.39
Государственная программа «Развитие
внутреннего и въездного туризма в
Камчатском крае»40
Приморский
край
Стратегии социально-экономического
развития Приморского края до 2030 г.41
Культурно-познавательный, активный,
оздоровительный, круизный,
Государственная программа «Развитие экологический, круизный и др.
туризма в Приморском крае» на 2020–2027 гг.42
Хабаровский
край
Государственная программа «Развитие
внутреннего и въездного туризма в
Хабаровском крае (2013–2020 годы)»43
Спортивный, экологический, арктический,
медицинский, военно-исторический,
образовательный и др.
Амурская
область
Стратегия социально-экономического развития
Амурской области на период до 2025 г.44
Культурно-исторический, экологический,
экстремальный, палеонтологический,
этнографический, рыболовство и охота и др.
Магаданская
область
Стратегии социально-экономического развития
Магаданской области на период до 2030 г.45
Экстремальный, горнолыжный,
геологический, экологический, охота,
культурно-познавательный, промтуризм
и др.
Сахалинская
область
Стратегия социально-экономического развития
Сахалинской области на период до 2035 г.46
Экологический, этнографический,
культурно-исторический,
бальнеологический, спортивный
(горнолыжный, велосипедный), деловой,
гастрономический, охотничий, круизный
и др.
Стратегия развития культурной политики
Сахалинской области на период до 2030 г.47
Государственная программа «Развитие
внутреннего и въездного туризма
в Сахалинской области»48
Еврейская
автономная
область
Стратегия социально-экономического развития
Еврейской автономной области на период
до 2030 г.49
Экологический (плейстоценовый,
спелеологический), горнолыжный,
культурно-познавательный,
этнографический и др.
38 Постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Камчатского края до 2030 года».
39 Распоряжение Правительства Камчатского края от 22.03.2011 № 122-РП «Об утверждении стратегии развития туризма в Камчатском крае
на период до 2025 года».
40 Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 554-П «О государственной программе Камчатского края “Развитие
внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае”».
41 Постановление Администрации Приморского края от 28.12.2018 № 668-па «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Приморского края до 2030 года».
42 Постановление Администрации Приморского края от 25.12.2019 № 903-па «Об утверждении государственной программы Приморского края
“Развитие туризма в Приморском крае” на 2020–2027 годы».
43 Постановление Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 № 211-пр «О государственной программе Хабаровского края “Развитие
внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013–2020 годы)”».
44 Постановление Правительства Амурской области от 13.07.2012 № 380 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Амурской области на период до 2025 года».
45 Постановление Правительства Магаданской области от 5.03.2020 № 146-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Магаданской области на период до 2030 года».
2022. Том 2. № 3
401
Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
Регион Нормативно-правовое регулирование Приоритетные направления
Чукотский
автономный
округ 46474849
Стратегия социально-экономического развития
Чукотского автономного округа до 2030 г.50
Круизный (арктический), культурно-
познавательный (экологический
и этнографический), экспедиционный,
гастрономический и др.
Стратегии развития туризма Чукотского
автономного округа на период до 2025 г.51
Государственная программа «Развитие
культуры, спорта и туризма Чукотского
автономного округа»52
Республика
Бурятия
Закон «О Стратегии социально-экономического
развития Республики Бурятия на период
до 2035 года»53
Экологический, сельский, детский,
социальный, культурно-познавательный,
оздоровительный, гастрономический,
активный, горнолыжный, водный, деловой,
промышленный и др.
Стратегия развития внутреннего и въездного
туризма в Республике Бурятия на период
до 2035 г. 54
Закон «О туризме»55
Федеральный закон «Об охране озера Байкал»56
Закон «О лечебно-оздоровительных местностях,
курортах и природных лечебных ресурсах
Республики Бурятия»57
Постановление Правительства
«Об утверждении Правил организации туризма
и отдыха в центральной экологической
зоне Байкальской природной территории
в Республике Бурятия»58
Забайкальский
край
Стратегия социально-экономического развития
Забайкальского края на период до 2030 г.59
Медицинский, активный, экстремальный,
познавательный, событийный, научный
Государственная программа «Развитие и др.
международной, внешнеэкономической
деятельности и туризма в Забайкальском крае»60
Закон «О туризме и туристской деятельности
в Забайкальском крае»61
46 Постановление Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 года № 618 «Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Сахалинской области на период до 2035 года».
47 Распоряжение Правительства Сахалинской области от 21.11.2016 № 604-р «Об утверждении Стратегии развития культурной политики
Сахалинской области на период до 2030 года».
48 Постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2017 № 144 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области
“Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области”».
49 Постановление Правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 № 419-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Еврейской автономной области на период до 2030 года».
50 Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 16.07.2014 № 290-рп «Об утверждении стратегии социально-экономического
развития Чукотского автономного округа до 2030 года».
51 Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 09.12.2019 № 487-рп «Об утверждении Стратегии развития туризма Чукотского
автономного округа на период до 2025 года».
52 Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 24.04.2019 № 229 «Об утверждении Государственной программы “Развитие
культуры, спорта и туризма Чукотского автономного округа”».
53 Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период
до 2035 года».
2022. Vol 2. No 3
402
Chkhotua IZ Strategizing of Russian Far East...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
ВЫВОДЫ
54 Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.11.2019 № 714-р «Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного
туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года».
55 Закон Республики Бурятия от 21.11.1995 № 210-I «О туризме».
56 Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
57 Закон Республики Бурятия от 16.09.1997 № 559-I «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах
Республики Бурятия».
58 Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.08.2019 № 416 «Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в цен-
тральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия».
59 Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2013 № 586 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Забайкальского края на период до 2030 года».
60 Постановление Правительства Забайкальского края от 29.05.2014 № 314 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края
“Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае”».
61 Закон Забайкальского края от 27.04.2009 № 159-ЗЗК «О туризме и туристской деятельности в Забайкальском крае».
Возможности для развития внутреннего и въез-
дного туризма в макрорегионе следующие: гео-
графическое положение (соседство стран АТР,
наличие выходов к морям); природно-климатичес-
кая, экологическая и культурная дифференциация
пространства дальневосточных территорий Рос-
сии; наличие крупных транспортных артерий,
пролегающих по обе стороны границ госу-
дарств; объекты всемирного природного
наследия ЮНЕСКО – горы Сихотэ-Алиня,
вулканы Камчатки, Ленские столбы, о. Врангеля,
озеро Байкал, Даурский заповедник (из 11 объек-
тов природного наследия ЮНЕСКО 6 распо-
лагается на территории ДФО). Однако есть ог-
раничения для реализации данных возмож-
ностей. Стратегической задачей является свое-
временное снятие данных ограничений (ин-
фраструктурных, кадровых, инвестиционных,
финансовых и др.) для реализации вышепере-
численных возможностей с учетом имеющихся
конкурентных преимуществ за более короткий
срок, чем соседние государства Дальнего Востока.
1. Воливок О. А., Ковалев Р. С. Приморский край как центр развития экологического туризма на Дальнем Востоке // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2. С. 187-190. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0902-0043
2. Гомилевская Г. А., Иванова Д. А. Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 3. С. 63-81. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/063-081
3. Дарькин С. М., Квинт В. Л., Алимурадов М. К. Стратегические приоритеты развития Дальнего Востока России. М., 2015. 127 c.
4. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 626 с.
5. Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок - влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний // Эффективное антикризисное управление. 2012. Т. 72. № 3. С. 50-61.
6. Лехтянская Л. В., Римская Т. Г. Туризм - одно из приоритетных направлений экономического развития Дальнего Востока // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2. С. 126-130. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0802-0033
7. Маслов А. А. Вызов для России - необходимость создания самостоятельной идентичности в мировых процессах // 10 лет в глобальном мире: сборник интервью / гл. ред. И. С. Иванов. М.: НП РСМД, 2021. С. 51-57.
8. Минакир П. А., Прокапало О. М. Программная экономика: дальневосточная проекция // Регионолистика. 2021. Т. 8. № 4. С. 36-44. https://doi.org/10.14530/reg.2021.4.36
9. Минакир П. А., Прокапало О. М. Российский Дальний Восток: экономические фобии и геополитические амбиции // ЭКО. 2017. № 4. С. 5-26.
10. Николайчук О. А. Дальний Восток России: от депрессивного региона к территории будущего. М.: НИЦ ИНФА-М, 2022. 197 с.
11. Новикова И. В. Стратегическое развитие трудовых ресурсов Дальнего Востока России. М.: Креативная экономика, 2019. 158 с. https://doi.org/10.18334/9785912922756
12. Новикова И. В., Яо Л. Стратегическое сотрудничество Китая с Россией в области развития трудовых ресурсов // Управленческое консультирование. 2020. Т. 137. № 5. С. 60-67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-60-67
13. Современная Россия: географическое описание нашего Отечества. Дальний Восток / отв. ред. В. М. Котляков, П. Я. Бакланов. М.: Паулсен, 2020. 464 с.
14. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
15. Стратегирование цифрового Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 434 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2796-6
16. Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 416 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3
17. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
18. Vlasyuk L. I., Minakir P. A. Regional long-term forecasts: A synthesis of technological and economical approaches // Studies on Russian Economic Development. 2013. Vol. 24. № 2. P. 99-107. https://doi.org/10.1134/S1075700713020135