Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
В статье поднимается проблема выделения инфоцыганского текста из общего массива виртуальных жанров. Особенность этой разновидности интернет-коммуникации заключается в том, что само явление инфоцыганства ввиду своей новизны не подвергалось изучению в лингвистическом аспекте. Цель – определить специфику жанра инфоцыганского текста. Данная работа выполнена в русле современного жанроведения. Методологической базой исследования являются труды Т. В. Шмелевой, посвященные разработке модели описания речевых жанров. Нами рассматриваются признаки выбранного речевого жанра на основе параметров, предложенных Т. В. Шмелевой (диктумно-модусное содержание, цель, автор, адресат). В качестве материала исследования настоящей статьи методом случайной выборки были отобраны 30 аккаунтов популярных блогеров, деятельность которых подходит под определение инфоцыганства. Инфоцыганство – особый вид интернет-коммуникации манипулятивного характера, главной целью которого является получение коммерческой выгоды в результате продажи инфопродукта, который, как правило, не обладает интеллектуальной ценностью и практической значимостью для потребителя. Модель речевого жанра, спроецированная на наш материал, показала высокую гносеологическую значимость. В результате были выявлены жанрообразующие признаки инфоцыганского текста и дано его рабочее определение. Вопрос требует дальнейшего изучения, перспективу исследования мы видим в выявлении и определении доминантных стратегий и тактик продвижения блогерами инфопродуктов в социальных сетях. Статья будет полезна студентам филологического направления.
речевой жанр, жанроведение, интернет-дискурс, инфоцыганский текст, диктум, автор, адресат
1. Галичкина Е. Н. Интернет-дискурс: основные направления изучения и тенденции развития. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7. С. 94-101. https://elibrary.ru/jhvbdf
2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 22 с. https://elibrary.ru/yrrkrn
3. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105-123. https://elibrary.ru/pyzmdp
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 4-е изд., стереотип. М.: КомКнига, 2006. 288 с. https://elibrary.ru/ufgtvn
5. Стародубцева Л. В., Шапошникова О. О. Роль и место интернет-коммуникаций в современной жизни. Гуманитарий. 2008. № 7. С. 84-86. https://elibrary.ru/nbnsbx
6. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997. № 1. С. 88-99. https://elibrary.ru/vlxzcj
7. Шмелева Т. В. Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров. Медиалингвистика. 2014. № S3. С. 51-55. https://elibrary.ru/taiidv
8. Щипицина Л. Ю. Проблема первичности и вторичности жанров компьютерно-опосредованной коммуникации. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: тр. конф. (Орел, 1 июня - 1 октября 2008 г.) Орел: ОГИК, 2008. Вып. 6. С. 118-125. https://elibrary.ru/zggpmf