Владивосток, Россия
Исследования в области лингводидактики последних лет направлены на изучение эффективности существующих средств и методов обучения иностранному языку и формирование новых, всё более вовлекающих, современных и цифровизированных. Цель – обзорно изучить современные методы обучения иностранному языку с использованием такого современного вспомогательного средства, как мессенджеры и социальные сети, и сформировать возможные типы заданий. Проанализирован потенциал данного средства обучения для студентов неязыковых вузов. Результативность включения социальных сетей в образовательный процесс обусловлена погружением студентов в среду изучаемого языка (в том числе при помощи интернет-коммуникации, интернет-мемов, эмодзи и эмотиконов), возможностью симуляции и практики бытовых и профессиональных коммуникативных ситуаций, а также интерактивностью. Мессенджеры, помимо перечисленного, предоставляют возможность непрерывной оперативной связи со студентами. Их привлечение в рутинный учебный процесс способствует реализации личностно-деятельностного подхода, развитию soft skills и self skills, снижению стресса. Такая интеграция позволяет учащимся одновременно освоить информационную, коммуникативную и профессиональную компетенции, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, предлагая аутентичные актуальные материалы, современную лексику и удобный доступный формат, получающий всё большую популярность.
социальные сети, Интернет, иностранные языки, вспомогательное обучающее средство, процесс обучения, линговодидактика
1. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. Т. 25. № 4. С. 787-796. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796
2. Ерошин А. П. К вопросу об использовании эмодзи в преподавательской деятельности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 178-183. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-3-178-183
3. Зверева Е. А., Хворова В. А. Поколенческий разрыв и поколенческая коллаборация: практики медиапотребления поколения Y и Z. MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция: VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, 23-25 ноября 2021 г.) Челябинск: ЧелГУ, 2021. Ч. 1. С. 453-458. https://www.elibrary.ru/iwjlhl
4. Максимова С. А. Интернет-мем как инструмент формирования коммуникативной компетенции. Art Logos. 2021. № 3. С. 88-99. https://doi.org/10.35231/25419803_2021_3_88
5. Раицкая Л. К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2010. № 2. С. 28-36. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2010-2-28-36
6. Смирнова Т. В. Особенности коммуникации в социальных сетях. Экономика. Социология. Право. 2021. № 1. С. 58-62. https://www.elibrary.ru/ftbbxk
7. Соколянская Н. Н. Мессенджер WhatsApp как вспомогательное средство дистанционного обучения в преподавании филологических дисциплин. Университеты России в диалоге со временем: III Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Москва, 19 ноября 2020 г.) М.: Знание-М, 2021. С. 143-151. . https://doi.org/10.38006/00187-010-4.2021.141.149
8. Хамитова К. А. Опыт интеграции дистанционных технологий в образовательный процесс высшей школы в условиях пандемии Covid-19. MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция: VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, 23-25 ноября 2021 г.) Челябинск: ЧелГУ, 2021. Ч. 1. С. 296-300. https://www.elibrary.ru/veoins
9. Carlson S. The net generation goes to college. The Chronicle of Higher Education, Section: Information Technology, 2005, 52(7). URL: http://chronicle.com/article/The-Net-Generation-Goes-to/12307 (accessed 10 Feb 2023).
10. De Martino M., Kovalenko S. A., Tkach G. F., Isidori E. Education and social networking: between connectivism and the critical social philosophy of the new media. RUDN Journal of Sociology, 2022, 22(1): 137-149. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-1-137-149