Москва, Россия
Москва, Россия
Цель – разработать механизмы параметризации жанров коммуникативных симуляций – виртуальных практик, в рамках которых при помощи средств информационно-коммуникационных технологий воспроизводятся офлайн-формы социального взаимодействия. Определяются характеристики интерперсонального аспекта виртуального взаимодействия в виртуальной среде: бриколажная форма, интерсемиотичность и редукция телесности. Проводится отграничение коммуникативных симуляций от схожих социальных практик: симуляций в офлайн-пространстве и ролевых игр. Устанавливаются особенности социального аспекта коммуникативных симуляций, обусловленные (1) медийным характером виртуального взаимодействия; (2) гибридным характером коммуникативных симуляций, сочетающих в себе черты как привычных видов симуляции, так и ролевых игр (преимущественно текстовых); (3) двойственным характером социального взаимодействия, осуществляемого одновременно в материальном и диегетическом пространствах. Представлена модель социального аспекта коммуникативных симуляций, состоящая из трех уровней: материального, диегетического и инструментального.
виртуальная реальность, интерперсональность, симуляции, ролевые игры, диегетический нарратив, жанры виртуальной коммуникации
1. Балакина Ю. В., Соснин А. В. Интерсемиотичность и мультимедийность: от традиционных текстов к электронным. Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 161-172. https://doi.org/10.17223/18137083/58/16
2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: УрФУ, 2000. 96 с.
3. Вилкас Э. Й. Оптимальность в играх и решениях. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 256 с.
4. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с. https://www.elibrary.ru/tcnxlb
5. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145-152.
6. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 258 с.
7. Зайцева О. В. Аффективный аспект секстинга. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 3. С. 195-204. https://www.elibrary.ru/qauoxv
8. Зайцева О. В. Соматический код в секстинге. Политическая лингвистика. 2019. № 6. С. 171-181. https://doi.org/10.26170/pl19-06-22
9. Зайцева О. В., Катышев П. А. Секстинг: правовой статус, экспертная практика и особенности нарратива. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, под науч. ред. Н. Д. Голева, отв. ред. Л. Г. Ким. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 1. С. 170-190. https://www.elibrary.ru/bfahvb
10. Иванов П. К., Катышев П. А. Интерперсональный потенциал поликодовых текстов современной интернет-коммуникации. Культура и текст. 2021. № 4. С. 253-266. https://doi.org/10.37386/2305-4077-2021-4-253-266
11. Иванова Ю. М. Коммуникативные и некоммуникативные игры. Известия Волгоградского государственного педагогичесого университета. 2008. № 5. С. 27-31. https://elibrary.ru/kcljtx
12. Иванова Ю. М. Концепт персонажа как информационное ядро игрового взаимодействия (на материале текстовых ролевых игр). Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009a. № 2. С. 75-80. https://elibrary.ru/nqrvxj
13. Иванова Ю. М. Стратегии взаимодействия в текстовой ролевой игре. Вестник Челябинского государственного университета. 2009b. № 30. С. 94-101. https://elibrary.ru/kwyeqd
14. Иванова Ю. М. Стратегическая структура игрового взаимодействия (на материале текстовых ролевых игр). Политическая лингвистика. 2009c. № 1. С. 159-168. https://elibrary.ru/jwuadz
15. Краснухина Е. К. Телесность присутствия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 2. С. 21-26. https://elibrary.ru/uhvglt
16. Петряшин С. С. Распределенная личность и виртуальная телесность. Технологии и телесность, отв. ред. С. В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 169-206. (электронное издание) https://elibrary.ru/ymnpdf
17. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия, отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180-186. https://elibrary.ru/uwkfkr
18. Цыганкова П. В., Суворова Е. Ю. Ролевые игры живого действия и ролевые онлайн-игры: психологические функции в современном социокультурном контексте. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 459-474. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-459-474
19. Шкарин Д. Л. Уровневый анализ ASMR-технологии и определение ее значения в современном социальном контексте. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 1. С. 79-87. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-79-87
20. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
21. Deterding S., Zagal J. P. The many faces of role-playing game studies. Role-playing game studies: transmedia foundations. 1st ed. NY: Routledge, 2018, 1-16. http://dx.doi.org/10.4324/9781315637532-1
22. Giambiasi N., Escude B., Ghosh S. GDEVS: a Generalized Discrete Event Specification for accurate modeling of dynamic systems. Proceedings 5th International Symposium on Autonomous Decentralized Systems. Dallas, 26-28 Mar 2001. IEEE, 2001, 464-469. https://doi.ieeecomputersociety.org/10.1109/ISADS.2001.917452
23. Gunawardena C. N. Social presence theory and implications for interaction and collaborative learning in computer conferences. International Journal of Educational Telecommunications, 1995, 1(2/3): 147-166.
24. Gunawardena C. N., Zittle F. J. Social presence as a predictor of satisfaction within a computer-mediated conferencing environment. American Journal of Distance Education, 1997, 11(3): 8-26. https://doi.org/10.1080/08923649709526970
25. Harper P. C. ASMR: bodily pleasure, online performance, digital modality. Sound Studies, 2020, 6(1): 95-98. https://doi.org/10.1080/20551940.2019.1681574
26. Hyland K. Constructing proximity: relating to readers in popular and professional science. Journal of English for Academic Purposes, 2010, 9(2): 116-127. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2010.02.003
27. Ihde D. Postphenomenology and technoscience: the Peking University lectures. Albany: SUNY Press, 2009, 102.
28. Kuhl F., Weatherly R., Dahmann J. Creating computer simulation systems: an introduction to the high-level architecture. Prentice Hall PTR, 1999, 212.
29. McLeod J. Simulation: the dynamic modeling of ideas and systems with computers. NY: McGraw-Hill, 1968, 351.
30. Meyrowitz J. Multiple media literacies. Journal of Communication, 1998, 48(1): 96-108. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1998.tb02740.x
31. Meyrowitz J. No sense of place: the impact of electronic media on social behavior. NY-Oxford: Oxford University Press, 1986, 432.
32. Short J., Williams E., Christie B. The social psychology of telecommunications. London-NY: John Wiley & Sons, 1976, 195.
33. Vasconcelos V. V., Seingyai A. Planning for sustainable development: a simulation game. Applied Environmental Education & Communication, 2022, 21(1): 42-54. https://doi.org/10.1080/1533015x.2021.1936299
34. Walther J. B. Computer-mediated communication: impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction. Communication Research, 1996, 23(1): 3-43. https://doi.org/10.1177/009365096023001001