Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Томск, Россия
Изложены результаты анализа ассоциаций, вызываемых в сознании стимулом, объединившим вербальный и эмблематический компоненты. Для сбора фактологического материала исследования применен направленный цепочечный психолингвистический эксперимент, в котором приняли участие 200 человек. Репрезентативную выборку исследования составили 735 ассоциаций. В качестве стимулов использовались два гетеросемиотических (вербально-эмблематических) стимула: герб г. Кемерово, подписанный словом Кемерово, и герб Кемеровской области, подписанный словосочетанием Кемеровская область. Выбор эмблематического компонента обусловлен метафоричностью эмблемы, в ней соединены иконические знаки, символы и атрибуты, она позволяет обозначать как конкретные, так и абстрактные понятия. Исследование выполнено с привлечением понятийно-терминологического аппарата и методов психолингвистики и общенаучных методов: синтеза, анализа, сравнения. Количественный анализ полученных ассоциаций выявил, что респондентами Кемерово воспринимается как столица шахтерского края в Сибири, где развиты промышленность и сельское хозяйство, а Кузбасс – центр угольной промышленности в Сибири с красивой природой. Результаты показали, что ассоциации, извлекаемые из языкового сознания гетеросемиотическим стимулом, представленным гербом территории (города или области), позволяют выявить специфику декодирования визуальных элементов стимула, к которым относятся объект, форма, цвет и идея. При этом вербальный элемент гетеросемиотического стимула задает направление корректной расшифровке закодированной информации. При проведении психолингвистического эксперимента с использованием гетеросемиотического (вербально-эмблематического) стимула у ряда респондентов может происходить блокировка генерации ассоциативных смыслов. Дальнейшее изучение когниции при проведении психолингвистических экспериментов с использованием стимулов, объединяющих знаки различных семиотических систем, позволит получить новые научные данные о специфике взаимодействия восприятия, представления и кодирования обработанной информации словами.
эмблема, языковое сознание, гетеросемиотический стимул, ассоциация, когнитивные исследования
1. Зайнуллин М. В. О сущности языкового сознания. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1243-1245. https://www.elibrary.ru/ooxtjz
2. Маклакова Е. А. О языковом и когнитивном сознании и значении слова. Наука, образование, общество. 2015. № 2. С. 144-149. https://doi.org/10.17117/no.2015.02.144
3. Манаенко Г. Н. Психическое - когнитивное (сознание) - идеальное - познанное (со-знание). Когнитивные исследования языка. 2008. № 3. С. 292-303. https://www.elibrary.ru/pnonkt
4. Стернин И. А. Коммуникативное и когнитивное сознание. С любовью к языку, отв. ред. В. А. Виноградов. М.-Воронеж: ИЯз РАН; ВГУ, 2002. С. 44-51. https://www.elibrary.ru/yrkojp
5. Стернин И. А. Языковое, коммуникативное и когнитивное сознание: проблема разграничения. Языковое сознание: устоявшееся и спорное: XIV Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. (Москва, 29-31 мая 2003 г.) М.: ИЯз РАН, 2003. С. 264-265. https://www.elibrary.ru/ykrsol
6. Алымова Е. Н. Ассоциативный эксперимент как метод изучения языкового сознания. Научно-технические ведомости СПбГТУ. 2006. № 4. С. 136-138. https://www.elibrary.ru/kdsmxn
7. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1-1. С. 265-275. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.074
8. Пищальникова В. А. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики. Мосты. Журнал переводчиков. 2019. № 2. https://www.elibrary.ru/rzcbqx
9. Светкина А. А. Направленный ассоциативный эксперимент как способ выявления показаний языкового сознания. Linguistica Juvenis. 2021. № 23. С. 99-111. https://www.elibrary.ru/ilmgdo
10. Уфимцева Н. В. Ассоциативный эксперимент и когнитивные стратегии респондентов. Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 920-925. https://www.elibrary.ru/slknfh
11. Çetinkaya F. Ç., Sönmez M., Topçam A. B. A formative essessment example: word association test. International Education Studies, 2020, 13(8): 103-117. https://doi.org/10.5539/ies.v13n8p103
12. Финикова И. В. Языковое сознание как знаковая форма выражения когнитивного сознания индивида. Вестник науки. 2019. Т. 2. № 6. С. 230-239. https://www.elibrary.ru/xbfrmz
13. Авдышева Е. Г. Методы исследования концептов: ассоциативный эксперимент. Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании, ред. И. П. Хутыз. Краснодар: КубГУ, 2018. С. 6-10. https://www.elibrary.ru/xulqzv
14. Герасимова М. Н. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления семантического поля концепта. Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 4. С. 53-57. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2017-4-79-8
15. Коногорова А. В. Ассоциативный эксперимент как метод когнитивного исследования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 146-148. https://www.elibrary.ru/ncpovt
16. Ручина Л. И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5-3. С. 102-106. https://www.elibrary.ru/qiovfp
17. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 11. С. 6-9. https://www.elibrary.ru/ofnirr
18. Выговская Д. Г. Ассоциативный эксперимент как один из методов в психолингвистике. Наука ЮУрГУ: мат-лы 66-й науч. конф. (Челябинск, 15-17 апреля 2014 г.) Челябинск: ЮУрГУ, 2014. С. 1157-1164. https://www.elibrary.ru/smtsex
19. Кабановская Е. Ю. Изучение вербальных ассоциаций в психолингвистике. Символ науки. 2020. № 5. С. 139-140. https://www.elibrary.ru/tdoctj
20. Щекотихина И. Н. Систематизация данных ассоциативного эксперимента: проблемы, подходы, новые идеи. Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: VIII Междунар. науч. конф. (Челябинск, 20-22 апреля 2016 г.) Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 150-154. https://www.elibrary.ru/wlopjd
21. Миклашевский А. А. Вербальная и визуальная обработка информации: экспериментальное исследование. Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 56-61. https://www.elibrary.ru/smckfr
22. Каменева В. А., Рабкина Н. В., Потапова Н. В., Морозова И. С. Влияние семиотического типа стимулов на извлечение информации из языкового сознания. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. Т. 20. № 2. С. 110-125. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-110-125
23. Колмогорова А. В. Психолингвистические параметры русских слов и их визуальных коррелятов в языковом сознании тувинско-русских билингвов: опыт экспериментального исследования. Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 197-210. https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.16
24. Jenkins J. J. Transitional organization: association techniques. Psycholinguistics: a survey of theory and research problems, eds. Osgood C. E., Seboek T. A. Baltimore: Waverly Press, Inc., 1954, 112-118.
25. Клименко А. П. Третий тип словесных ассоциаций и виды семантической связи между словами в системе. Романское и германское языкознание. Мн.: Вышэйш. шк., 1975. Вып. 5. С. 42-58.
26. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с. https://www.elibrary.ru/pwfahf
27. Гуц Е. Н. Ассоциации, представленные некодифицированной лексикой: поиски адекватной методики описания. Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2005. № 11. С. 13-19. https://www.elibrary.ru/kzjxod
28. Мартинович Г. А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле. Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 143-146.
29. Степыкин Н. И. Классификация вербальных реакций как важнейший этап интерпретации экспериментальных данных. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. № 1. С. 39-46. https://www.elibrary.ru/ypmagh
30. Горошко Е. И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета. Языковое сознание и образ мира, отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯз РАН, 2000. С. 291-313. https://www.elibrary.ru/rxugkd
31. Рещикова И. П. Шахтерская территория как региональный бренд. Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 1. С. 119-125. https://www.elibrary.ru/mbhmah
32. Верчагина И. Ю., Веретенникова М. Гербы территорий как часть истории региона (на примере Кемеровской области - Кузбасса). Инновации в технологиях и образовании: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Белово, 26 марта 2021 г.) Кемерево-Белово-Новосибирск-Велико-Тырново-Шумен: КузГТУ, 2021. С. 9-13. https://www.elibrary.ru/cgpduo
33. Герасимчук Д. М., Мельник Н. В. Образ Кемеровской области в обыденном языковом сознании жителей страны как результат политического позиционирования региона. Филология и человек. 2019. № 2. С. 111-123. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-10
34. Кондратьева О. Н., Валько О. В., Герасимчук Д. М., Голев Н. Д., Дударева Я. А., Жегло А. В., Инешина С. В., Кузнецов Д. В., Макрушина Ю. А., Максакова Е. Е., Мельник Н. В., Новоклинова А. В., Савельева И. В., Рабкина Н. В., Фролова Т. И. Кузбасс: комплексное когнитивно-дискурсивное моделирование образа региона. М.: Перо, 2020. 308 с. https://www.elibrary.ru/snbdju
35. Кондратьева О. Н., Фролова Т. И. Oбраз региона в обыденном языковом сознании его жителей (на примере образа Кузбасса). Психолінгвістика: Науково-теоретичний збірник. 2018. № 24-2. С. 78-97. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-2-78-96
36. Яницкий Л. С. Имидж Кузбасса в восприятии студенческой молодежи региона. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 99-106. https://www.elibrary.ru/qkcuxl