Кемерово, Россия
В статье рассматривается теоретический подход к оценке компетенций персонала методом 360 градусов. Предмет – управленческие компетенции, объект – руководители первой и второй линейки после рядовых рабочих: мастера и старшие мастера крупного промышленного предприятия Кузбасса. Цель исследования обусловлена необходимостью определить уровень управленческих компетенций руководителей крупного промышленного предприятия для разработки программы обучения и рекомендаций по их развитию. Описаны ключевые управленческие компетенции, необходимые мастеру и старшему мастеру для осуществления управленческой деятельности на металлургическом производстве. Составлена матрица ключевых компетенций с описанием основных характеристик, которыми должны обладать мастер и старший мастер как единицы управления коллективом. Исследовано развитие управленческих компетенций мастеров и старших мастеров методом 360 градусов, применена матрица компетенций. В исследовании приняли участие 157 руководителей в возрасте 23–66 лет со стажем работы от 1 года до 32 лет. Приведено сравнение полученных результатов по возрасту и стажу работы с применением метода корреляции. Графически представлены основные различия в области развития управленческих компетенций у мастеров и старших мастеров. Результаты исследования представлены в виде сравнения коэффициентов развития управленческих компетенций мастеров и старших мастеров. Составлен перечень мероприятий для развития управленческих компетенций руководителей металлургического производства.
управленческие компетенции, матрица компетенций, развитие управленческих компетенций, 360 градусов, мастер, старший мастер, металлургическое производство
1. Серебренников С. С., Харитонов С. С., Стуловский А. Е. Сбор, оценка и прогнозирование кадровых потребностей промышленности. Стандарты и качество. 2018. № 1. С. 66-71. https://elibrary.ru/ykuxkl
2. Гельманова З. С. Функционирование предприятий в условиях повышения требований потребителей: теория и практика. Алматы: НЦНТИ, 2009. 121 с.
3. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 2002. 368 c.
4. Бажин А. С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов. Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 37-39. https://www.elibrary.ru/mueslj
5. Бондаренко М. С. Концептуальные основы подготовки кадров на базе корпоративных компетенций. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2018. № 7. С. 60-67. https://elibrary.ru/yajrzr
6. Бурякова Е. Модель профессиональных компетенций. Кадровик. 2006. № 4. С. 55-57.
7. Манина В. А., Чекалина М. А. Портрет руководителя проекта: оценка компетенций и психологических характеристик. Справочник по управлению персоналом. 2013. № 12. С. 20-23. https://elibrary.ru/wxzgmv
8. Кибанов А. Я., Чуланова О. Л., Митрофанова Е. А., Коновалова В. Г. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. М.: ИНФРА-М, 2016. 156 c. https://elibrary.ru/vnjwtz
9. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58-62. https://elibrary.ru/rzvgzf
10. Иванов О. В. Как построить внутрикорпоративный рейтинг сотрудников? Справочник по управлению персоналом. 2004. № 2. С. 96-103.
11. Рудавина Е. Р. Построение системы компетенций в организации. М.: МЦФЭР; ВКК, 2008. 52 с.
12. Хьюзлид М. А., Беккер Б. Е., Битти Р. У. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
13. Ксенофонтова Х. З. Компетенции управленческого персонала и формирование конкурентных преимуществ предприятия. Человек и труд. 2010. № 7. С. 63-65.
14. Лабунский Л. В. Роль баланса интересов и ответственности в развитии компетенций персонала. Управление персоналом. 2004. № 4. С. 33-34.
15. Брусов А. Л. Воспитание будущих металлургов и их компетенции. Научно-технический прогресс в черной металлургии: III Междунар. науч. конф. (Череповец, 19-20 октября 2017 г.) Череповец: ЧГУ, 2017. С. 40-46. https://www.elibrary.ru/zvslnl
16. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. Мониторинг образовательного процесса. 2000. № 4. С. 34-42.
17. Малахова А. А., Старова О. В., Арефьев В. А. Оценка персонала и результатов его деятельности при построении дифференцированной системы оплаты труда в кадровом менеджменте. Экономика труда. 2020. № 1. С. 43-54. https://doi.org/10.18334/et.7.1.41505
18. Могилевкин Е., Бажин А. Современные технологии оценки карьерных компетенций. Справочник по управлению персоналом. 2006. № 4. С. 67-75. https://www.elibrary.ru/yltjgb
19. Ильиных К. Е. Создание профессиональных компетенций: с чего начать. Управление развитием персонала. 2018. № 4. С. 242-254. https://www.elibrary.ru/yswwhz
20. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда. М.: Альфа-пресс, 2007. Т. 1. 760 с.
21. Колесникова В. Б., Нагибина Н. А. Комплексная оценка индивидуальных результатов труда персонала предприятия. Цифровая и отраслевая экономика. 2021. № 3. С. 13-21.
22. Коробцов А. С., Лукьянов В. Ф., Сагирова М. В. Обоснование специальных компетенций подготовки специалистов по профилю «Оборудование и технология сварочного производства». Сварочное производство. 2012. № 4. С. 52-56. https://www.elibrary.ru/owrjgb
23. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка. 3-е изд. М.: Юрайт, 2022. 424 с.
24. Bellini F., Rudko I., Bonab A. B., Amendola C., Ventrice G. Success factors of innovative start-ups: a systematic literature review. Proc. 39th EBES Conf., Rome, 6-8 Apr 2022. 2022, vol. 1, 1270.
25. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика. М.: ИНФРА-М, 2016. 291 с.
26. Новикова Г. Оценка персонала: что является основой положительного результата. Управление качеством. 2020. № 10. С. 31-37. https://www.elibrary.ru/wfmmzq
27. Сапожникова А. В. Формы стимулирования труда в оценках работников. Master’s Journal. 2021. № 2. С. 125-131. https://www.elibrary.ru/fbzpqm