САМООЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Самооценка готовности к профессиональной деятельности является важным аспектом для успешного профессионального и личностного развития выпускника колледжа, представляющая собой сложный и многогранный процесс: это и осознание своего профессионального опыта и знаний, и понимание своих сильных сторон и направлений развития, и способность критически оценивать свои успехи и неудачи, выявлять причины и разрабатывать стратегии для совершенствования профессиональных качеств. Регулярный самоанализ и рефлексия помогают выявить пробелы в знаниях и навыках, разработать планы для их устранения. Самооценка позволяет понять, какие области компетенций требуют наибольшего внимания и усилий, помогает сфокусироваться на достижении осмысленных результатов в профессиональной деятельности. Выпускникам важно обладать не только умением выполнять технические работы, но и управленческими навыками, а также навыками применения цифровых технологий в профессиональной отрасли. Диагностика восприятия выпускниками сформированности этих компетенций дает возможность оценить уровень их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, определить направления для дальнейшего развития и совершенствования навыков. Цель – рассмотреть некоторые результаты диагностики восприятия выпускниками специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» сформированности компетенций, необходимых для успешной профессиональной само­реализации. Оценка личного восприятия студентами уровня сформированности компетенций производилась в виде интернет-опроса, в котором приняли участие 84 выпускника специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» колледжей г. Рязани. Сделан вывод, что самооценка готовности к профессиональной деятельности служит важным аспектом в формировании профессиональных и надпрофессиональных компетенций у выпускников среднего профессионального образования. Полученные результаты могут быть использованы для корректировки учебных программ, разработки дополнительных методических материалов и проведения тренингов, направленных на развитие профессиональных навыков выпускников технических вузов и колледжей.

Ключевые слова:
готовность к профессиональной деятельности, самооценка готовности, профессиональные компетенции, организационно-управленческие компетенции, цифровые компетенции
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Среднее профессиональное образование в России остается одним из приоритетных направлений реализации социально-экономической политики страны, играя важную роль в подготовке квалифицированных кадров для различных отраслей производственной сферы, здравоохранения, образования, сельского хозяйства и т.д.

Выпускники СПО являются движущей силой технологического развития нашей страны, что демонстрирует активный интерес к профессиональному образованию со стороны старшеклассников. Это связано с рядом факторов, включая демографические тенденции, экономические условия и технологический прогресс, создание новых образовательных программ, соответствующих требованиям рынка труда и учитывающих изменения в технологиях, внедрение новых методов обучения.

Актуальность и доступность профессионального образования делает его с каждым годом всё более популярным у выпускников школ. Также значимым фактором выбора СПО в качестве базового этапа профессионального развития является укрепление связей между учебными заведениями и работодателями. Многие предприятия и организации участвуют в разработке образовательных программ, предоставляют производственные площадки для прохождения практики студентами и организуют стажировки как для молодых специалистов, так и для преподавателей.

Одним из важных факторов, позволяющих выпускникам учреждений среднего профессионального образования легко адаптироваться к реальным условиям производственного процесса, является мониторинг готовности к профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности к самооценке и самоанализу является важным условием для адекватной оценки профессионального развития. И в частности, самооценка студентов старших курсов играет ключевую роль в мотивации, уверенности в успехе, помогает определить индивидуальные сильные и слабые стороны.

Вопрос профессиональной самооценки студентов изучали многие ученые, среди которых выделяются Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, А.В. Захарова, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, У. Джемс, С. Куперсмит, К. Роджерс и многие другие.

Б.Г. Ананьев считал, что профессиональная самооценка формируется на основе самопознания, которое происходит путём анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одногодок, с общепринятыми нормами. Также он указывал на значимость самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств, осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, её поведения, деятельности. Он утверждал, что профессиональная самооценка играет ключевую роль в организации результативного управления своим поведением, без неё трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство [1].

Р. Бернс считал профессиональную самооценку ключевым элементом Я-концепции. Он указывает, что данный комплексный процесс не только отражает оценку собственных достижений и неудач в профессиональной сфере, но и включает в себя восприятие того, насколько успешно человек вписывается в структуру общества и профессионального сообщества. Это означает, что профессиональная самооценка тесно связана с чувством собственной компетентности и значимости в рамках выбранной профессии [2].

Л. И. Божович: «Оценка, данная обществом, ставит перед собой две задачи для формирования самосознания. Первая является критерием соответствия поведения учащегося с требованиями окружающих, она показывает человеку характер его отношений с окружающей средой и дает определение его эмоциональному благополучию, поведению, его отношению к самому себе. Вторая – это общественная оценка, которая помогает человеку выявить то качество из конкретного вида поведения, которое потом можно осознать и дать ему собственную оценку. Анализ поведения и действий другого служит источником знаний и опыта для себя. Сравнивание себя с другими является одним из главных критериев самооценки. В процессе деятельности учащийся сравнивает себя с другими и, находя схожие с собой качества и свойства личности, приходит к осознанию собственных поступков, осознает качества собственной личности, которые ранее заметил у другого человека. Это подтверждается результатами психологических исследований» [16].

Суть проблемы изучения профессиональной самооценки отражена в работах С.Л. Рубинштейна: «Это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка» [14].

Актуальность изучения профессиональной самооценки студентов колледжа обусловлена несколькими факторами:

- во-первых, формирование профессиональной самооценки играет ключевую роль в становлении будущего специалиста, позволяя ему адекватно оценивать свои возможности и перспективы в выбранной профессии. Это особенно важно в условиях современного рынка труда, где конкуренция высока, а требования к профессионализму постоянно растут;

- во-вторых, изучение профессиональной самооценки способствует развитию личностных качеств студентов, таких как ответственность, самодисциплина и стремление к самосовершенствованию. Эти качества необходимы для успешной адаптации в профессиональной среде и достижения карьерных целей.

Кроме того, формирование профессиональной самооценки способствует повышению мотивации студентов к обучению и профессиональному росту. Осознание своих сильных и слабых сторон, а также понимание того, какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры, стимулирует студентов к активному участию в учебном процессе и самостоятельной работе над собой.

Студентам СПО самооценка позволяет оценить свои компетенции, а также определить области, требующие дополнительного внимания и развития. Данная диагностика способствует формированию критического мышления и навыков самообучения, которые являются важными компонентами профессиональной компетентности.

Выпускники должны обладать знаниями и информацией о своей профессии, быть готовыми к работе. Владеть профессиональной терминологией, основными принципами и методиками работы. Обладать навыками коммуникации, решения проблем, управления временем и т.д. Иметь устойчивое сформированное положительное отношение к своей профессии, что включает в себя мотивацию, энтузиазм и желание учиться и развиваться в своей области. Уметь адаптироваться к различным ситуациям на рабочем месте и быть готовыми к изменениям, обладать способностью к обучению новым навыкам и методам работы. Уметь работать в команде. Понимать свою ответственность перед коллегами, клиентами и организацией. Соблюдать правила и процедуры, нести ответственность за собственные действия и результаты работы.

Регулярная самооценка студентами своих профессиональных знаний и умений позволяет им определить области, в которых требуется дополнительное обучение, и способствует формированию индивидуального образовательного маршрута. Способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций и готовности к будущей профессиональной деятельности. Такая самооценка должна быть непосредственно связана с профессиональной деятельностью и ситуациями, которые в процессе работы возникают.

С целью проведения самооценки готовности старшекурсников к организации производственного процесса студентам колледжей Рязанской области специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» было предложено пройти анкетирование, построенное на самооценке компонентов готовности к профессиональной деятельности. Студентам предлагались вопросы, направленное на личное восприятие сформированности компетенций, представленных во ФГОС специальности[1]. При этом для каждой компетенции были представлены ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, связанные как с непосредственным производственным процессом, так и с вопросами построения коммуникаций, планирования, применения информационных технологий. Цифровым инструментам и сервисам, которые выпускники специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» готовы использовать в своей профессиональной деятельности посвящены два отдельных раздела диагностики. Пройти самооценку студентам предлагалось в период с 17.04.2023 по 21.05.2023. В соответствии с рабочими учебными планами специальности к этим датам завершено освоение дисциплин основной образовательной программы специальности.

Оценка компетенций студентов на основе их поведения в конкретных ситуациях, встречающихся в профессиональной деятельности, предполагает использование метода кейсов. Этот метод подразумевает анализ и решение студентами проблемных ситуаций, имитирующих реальные рабочие условия.

Тесовые задания были разработаны таким образом, чтобы оценивать различные аспекты профессиональной деятельности указанные во ФГОС.

Выбранные варианты ответов характеризуют личностное восприятие студентами уровня сформированности компетенций и уровня готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Оценка производилась по следующим компетенциям ФГОС СПО (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1568):

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
  • ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
  • ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
  • ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
  • ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
  • ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • ПК 5.4. Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства;
  • ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств;
  • ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.

Новизна оценки готовности студентов к профессиональной деятельности методом самооценивания заключается в том, что этот подход позволяет формировать навыки саморазвития и самоанализа в профессиональной деятельности в условиях смены технологий и процессов производства. Самооценивание также помогает студентам лучше понять требования к компетенциям и критерии их оценки, что делает процесс обучения более осознанным и целенаправленным. Кроме того, метод самооценивания может способствовать повышению мотивации студентов к обучению и развитию, поскольку демонстрирует прогресс и достижения. Способствует развитию навыков рефлексии и самоанализа, что является важным компонентом профессионального и личностного роста.

Однако важно отметить, что самооценивание применимо только совместно с внешней оценкой со стороны преподавателей или экспертов, чтобы обеспечить объективность и точность оценки сформированности компетенций.

Оценка производилась в виде интернет-опроса, участие в котором приняли 84 выпускника специальности  23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»  колледжей г. Рязани. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Компетенциям ОК 02 и ОК 09 посвящены два отдельных раздела диагностики. Сводные данные результатов диагностики представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1. Личное восприятие студентами уровня сформированности компетенций

Компетенция

Восприятие уровня сформированности (%)

Высокий

Средний

Низкий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

38,10

0,00

61,90

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

14,29

41,67

44,04

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

21,43

0,00

78,57

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

23,81

25,00

51,19

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

66,67

0,00

33,33

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

29,16

50,00

23,81

ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

34,52

21,43

44,05

ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

45,24

0,00

54,76

ПК 5.4. Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

5,95

63,10

30,95

ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.

48,81

40,48

10,71

ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств.

27,38

52,38

20,24

ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.

21,43

75,00

3,57

 

Графическим образом можем продемонстрировать на диаграмме рисунка 1 восприятие выпускниками СПО сформированности общих компетенций.

Рисунок 1. Восприятие сформированности общих компетенций выпускниками СПО

Как мы видим особо внимание стоит уделить формированию таких общих компетенций, как ОК 01. «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам» и ОК 03. «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие». Многие профессиональные задачи, с которыми сталкиваются студенты в период обучения, связаны с некоторыми шаблонными подходами, действиями по инструкциям и выполнение алгоритмов поведения в той или иной ситуации. Они помогают сформировать стратегические паттерны профессионального поведения, но при этом у студентов вызывает затруднения применения творческого подхода в ситуациях, связанных с выбором направления личностного саморазвития или решения нетипичных задач.

Также необходимо уделить внимание компетенциям ОК 02. «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности» и ОК 04. «Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами». Самооценка данных компетенций относительно их применения в процессе профессиональной деятельности более чем у половины респондентов неудовлетворительная. И только около 20% смогли оценить степень сформированной этих компетенций, как высокий.

Значительно меняется картина восприятия сформированности компетенций, когда речь идет о блоке профессиональных компетенций

Рисунок 2. Восприятие сформированности профессиональных компетенций выпускниками СПО.

Значительная часть выпускников отмечают собственный уровень как «средний», что в большей степени связано с недостатком практики, и, соответственно, некоторой неуверенности в собственных силах.

Компетенции учебного плана могут быть разделены на три условные группы:

  1. Группа профессиональных компетенций;
  2. Группа организационно-управленческих компетенций;
  3. Группа цифровых компетенций.

Тогда распределение компетенций по группам будет выгладеть следующим образом:

1 группа: ОК 01, ОК 05, ПК 6.1, ПК 6.2, ПК 6.4;

2 группа: ОК 03, ОК 04, ПК 5.2, ПК 5.3;

3 группа: ОК 02, ОК 09.

Сгруппируем результаты самооценки сформированности компетенций (таблица 2).

Таблица 2. Личное восприятие студентами уровня сформированности компетенций по укрупненным группам компетенций

№ п/п

Группы компетенций

Восприятие уровня сформированности (%)

Высокий

Средний

Низкий

1

Профессиональные компетенции

40,48

33,57

25,95

2

Организационно-управленческие компетенции

26,19

21,91

51,90

3

Цифровые компетенции

20,24

45,84

33,93

 

Рисунок 3. Группировка компетенций

Как можно увидеть из обобщенных данных, значительный процент выпускников оценивает собственный уровень организационно-управленческих компетенций, а также компетенций, связанных с применением цифровых инструментов в сфере профессиональной деятельности и коммуникаций, как низкий. При этом собственные профессиональные компетенции в позитивном ключе оценили почти 75% респондентов. Прослеживается упор образовательных учреждений на формирование непосредственных профессиональных навыков, при «проседании» компетенций, необходимых в условиях цифровой экономики.

В наше время возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и эффективно управлять коллективом. Особенно актуально это для выпускников среднего профессионального образования, которые должны быть готовы к работе в различных сферах деятельности.

Организационно-управленческие компетенции позволяют выпускникам колледжей грамотно планировать и организовывать работу, контролировать выполнение задач, принимать решения и мотивировать сотрудников, работать в команде и адаптировать свои навыки к различным условиям.

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, специалисты в области технического обслуживания и ремонта автомобилей должны обладать не только глубокими знаниями в своей области, но и управленческими компетенциями, чтобы успешно справляться с задачами, связанными с организацией работы и управлением коллективом.

Управленческие компетенции помогают выпускникам специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» эффективно руководить работой подчиненных, координировать их действия и контролировать выполнение поставленных задач. Кроме того, эти компетенции позволяют принимать взвешенные решения, планировать работу и анализировать результаты.

Формирования организационно-управленческих компетенций должно начинаться с первых дней учёбы в колледже, когда студенты знакомятся с принципами работы в команде, планирования своего время и решения различные задачи. Освоение специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» позволяет выпускникам со временем занять должность мастера, руководителя группы, начальника цеха. Они становятся ключевыми фигурами в процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей. От их профессионализма и умения работать с людьми зависит качество выполненных работ и удовлетворенность клиентов.

С целью развития специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» основная образовательная программа должна включать в себя компоненты, формирующий следующие умения и навыки:

  • навыки планирования: составление планов работы, определение целей и задач, разработка стратегий достижения поставленных целей;
  • организация работы: организация работы коллектива, распределение задач между сотрудниками, контроль выполнения работ;
  • принятие решений: принятие решений на основе анализа информации, оценки рисков и консультаций с коллегами;
  • мотивация сотрудников: мотивация сотрудников на достижение общих целей, повышение эффективности работы, развитие профессиональных и личных качеств;
  • работа в команде: работа в команде, координация своих действий с действиями других членов команды, учет их мнения при принятии решений, разрешение конфликтов;
  • адаптация к новым условиям: готовность к изменениям, быстрое реагирование на новые условия работы, гибкость и адаптивность.

В условиях цифровой экономики, где информация и знания являются основными ресурсами, возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными навыками, но и организационно-управленческими компетенциями. Формирование таких компетенций у выпускников среднего профессионального образования (СПО) становится все более актуальным, так как позволяют успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, а также стать не только мастером или руководителем группы, но и организовать собственное дело, производственный процесс по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1568 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477346/ (Дата обращения 09.01.2024)

 

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Просвещение, 2013. 288 с.

2. Бернс Р. Я – Концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности, ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 133–219.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2022. 400 с.

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 28–34.

5. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5–14. https://elibrary.ru/kmfxzn

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с. https://elibrary.ru/yxellw

7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

8. Джеймс У. Психология. М.: РИПОЛ Классик, 2020. 616 с.

9. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. М.: Просвещение, 1959. 129 с.

10. Роджерс К. Р. Становление личности. М.: Прогресс, 2004. 214 с.

11. Богдан М. М. Особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1031 (дата обращения: 10.09.2024).

12. Косачева В. О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию. Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5. С. 235–238. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-596-235-238

13. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с. https://elibrary.ru/zvqwir

14. Мирославская М. В., Петрова Е. А. Роль образовательного процесса в кадровом обеспеченииинновационных и высокотехнологичных отраслей экономики. Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России, сост. Г. А. Бордовский, Н. Д. Подуфалов, А. Д. Шматко. СПб.: РАНХиГС, 2024. С. 189–194. https://elibrary.ru/revvos

15. Болотова О. В., Карпенко Д. А., Черняева К. К. Маркеры суицидальных намерений в речевой деятельности студента. Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России, сост. Г. А. Бордовский, Н. Д. Подуфалов, А. Д. Шматко. СПб.: РАНХиГС, 2024. С. 196–203. https://elibrary.ru/qiprhc

16. Механизм выстраивания индивидуального учебного плана («образовательной траектории») для обучающихся на основании диагностики уровня владения профессиональными компетенциями (включая материалы для проведения диагностики компетенций педагогических работников), рук. Л. Н. Нугуманова. Казань: ИРО РТ, 2020. 159 с.

17. Мезенцева Л. В. Обучение взрослых: о формах и методах. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 4. С. 137–143. https://elibrary.ru/vbwjul

18. Чернокова Т. Е. Формирование способности к анализу и рефлексии профессиональной деятельности у студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Вестник практической психологии образования. 2016. № 3. С. 23–29. https://elibrary.ru/yxiynv

19. Сысоева О. И., Усачева С. А. Применение интерактивных методик и технологий при реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с современными образовательными реалиями. Актуальность цифровой образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования. Передовой опыт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования в современных образовательных реалиях: III Всерос. науч.-практ. конф. (21 ноября 2019 г.) Королев: МЦК – Техникум имени С. П. Королева, 2019. C. 56–61.

20. Токарева Ю. А., Гаспарович Е. О. Управление профессиональными компетенциями. Екатеринбург: УрФУ, 2021. 327 с. https://elibrary.ru/jvsxbl

21. Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Артемьев И. А., Бондаренко Н. В., Мальцева В. А., Крайчинская С. Б., Рожкова К. В., Романова О. А., Травкин П. В., Шабалин А. И., Шугаль Н. Б. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 100 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2678-1

22. Синкина Е. А. Формирование профессиональных компетенций профессиональной направленности. Педагогика. 2012. № 6. С. 109–112.

23. Чебанов К. А., Богданова М. В. Формирование профессиональных компетенций, обучающихся колледжа. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 1–8. https://elibrary.ru/wiqcxn

24. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования. Екатеринбург: РГППУ, 2019. 97 с. https://elibrary.ru/lyycbl

25. Федотов С. А. Формирование готовности к организации производственной деятельности у выпускников специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Педагогическое образование в России. 2023. № 3. С. 144–150. https://elibrary.ru/zlpeok


Войти или Создать
* Забыли пароль?