Луганск, Россия
Российская Федерация осуществляет переход национальной экономики на инновационные направления развития. Вузы выступают одним из элементов инновационной экономики, а также являются и ее субъектами, которые оказывают влияние на социально-экономические преобразования в стране. В статье представлены различные точки зрения ученых на роль преподавателя высшей школы в условиях перехода общества к инновационной экономике. Приведены возможные векторы изменений требований к преподавателю высшей школы в условиях динамики экономических процессов в обществе. Цель – дать ретроспективный и перспективный анализ векторов изменений в фигуре преподавателя вузов, обусловленных общественными процессами перехода к инновационному типу экономики, а также сформулировать основные критерии подобных изменений. Обоснована необходимость модернизации вузов с точки зрения законодательства об образовании и социально-экономических прогнозов. Выявлена роль преподавателей вузов в современной экономике, ориентированной на инновационные процессы. Проведен анализ ряда исследований российских ученых, посвященных изменениям, предъявляемым социально-экономическими процессами в обществе к профессионализму преподавателя высшей школы. Отдельно рассмотрена работа «Лиги Преподавателей Высшей Школы» в контексте инновационных изменений современной высшей школы. В результате приведены соответствия положений исследователей критериям, разработанным автором. Отмечено влияние инновационной экономики на перемены в высшей школе, выявлены новые задачи, которые ставит экономика перед преподавательским вузовским составом. Рассмотрены основные векторы изменений, по которым должна выстраиваться фигура современного вузовского преподавателя, исходя из потребностей российской экономики. Сделан вывод, что переход общества к инновационной экономике актуализирует запросы общества к созданию инновационной среды для развития будущих специалистов. Значимым участником подобной среды является высшая школа. Обозначены перспективы последующих изысканий по теме работы.
высшая школа, инновационная экономика, преподаватель вуза, инновационная деятельность, подготовка кадров, студенты
Введение. Глобальный кризис экономических систем, поворот российской экономики на инновационный путь развития ставит перед высшей школой сложные задачи, связанные, прежде всего, с повышением качества образования выпускников вузов. Образование в условиях роста инновационного компонента экономики является единственной системой, которой может быть обеспечен рост интеллектуального капитала нашей страны. Высшим образованием создаются такие условия, при которых становится возможным производство инноваций – это достигается путем обновления концептуальной составляющей технологий и самих инновационных продуктов. Высшая школа выступает первичным звеном инноваций, которые возникают в ее стенах, а затем выходят в практику исследований, проектов, внедрения инноваций в массовое производство – все это актуализирует выбранную для исследования тему. Целью настоящего исследования является дать ретроспективный и перспективный анализ векторов изменений в фигуре преподавателя вузов, обусловленных общественными процессами перехода к инновационному типу экономики, сформулировать основные критерии подобных изменений.
Изучением изменений требований к преподавателю высшей школы в контексте динамики экономических процессов в стране занимаются исследователи уже довольно давно. Несмотря на то, что необходимость модернизации высшей школы, изменения требований к преподавателям в условиях инновационной экономики теперь общепризнанна, тема остается проблемной и только внешне простой. При этом очевидно, что именно преподавательский корпус остается ключевым игроком модернизируемого образования в условиях инноваций. Наиболее авторитетные исследования проводились Л.И. Романковой, ею были заложены методологические основы изучения преподавательского состава вузов. Так, например, она признавала значимым для развития преподавательского состава в условиях экономических инноваций организацию и развитие научного общения, выделяя несколько типов преподавателей, в том числе ориентированных на перемены [1]. Интерес представляют и исследования, проведенные учеными Высшей школы экономики (г. Москва), прежде всего, тут нужно назвать имена Я.В. Кузьминова [2], О. Лейбович [3], Е. Геворкяна [4], М. Ларионовой [5], А. Балакиной [6] и других. В этих исследованиях существенно усиливается глубина проработки указанной темы. Отдельно отметим исследование Е.В. Астаховой, где автором были систематизированы подходы к оценке роли преподавателя высшей школы в условиях инновационной экономики, сделаны выводы об итогах модернизации вузов и указаны возможные перспективы изменения требований к преподавательскому составу в новых условиях [7].
Таким образом, общество, ориентированное на переход к инновационной экономике, изменяет запросы к высшей школе, в том числе к профессионализму преподавательского состава.
В работе использовались общенаучные инструменты сравнения, анализа, обобщения, систематизации.
Результаты. Инновационная экономика оказывает всестороннее воздействие на общество и это влияние имеет двустороннюю природу – общество обязано своевременно отвечать на вызовы экономики. Прежде всего это заключается в повышении уровня высшего образования, соответствия ожиданий экономики и ее потребностей уровню выпускников вузов.
Необходимость модернизации вузов, обновления системы высшего образования отражаются в законах и нормативных актах, что накладывает ответственность на преподавательский состав вузов. Здесь стоит отметить один из базовых документов – федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, где статьей 20 урегулирована инновационная деятельность в условиях сферы образования [8]. Инновации реализуются, согласно ст.20, с целью обеспечения развития и модернизации образования, на основе учета направлений общественно-экономического развития России. Инновационная деятельность предполагает, согласно ч.3 ст.20, совершенствование деятельности вуза по таким направлениям, как: научно-педагогическое, организационное, учебно-методическое, кадровое, финансово-экономическое и состоянию материально-технического обеспечения учреждения – его осуществление возможно через форму проектов и программ инновационной природы.
В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», разработанном Минэкономразвития России, для целей формирования инновационного характера развития экономики необходимым условием называется изменение системы образования [9]. Она сегодня ориентирована не только на повышение показателей качества и доступности, подготовку высококвалифицированных кадров для российской экономики, но и должна быть способна оперативно реагировать на запросы инновационной экономики, в том числе рынка труда.
Другие направления обновления высшей школы в ключе инновационной экономики отражены, например, в «Концепции реформы высшего образования в России до 2030 года», предложенной Сибирским федеральным университетом (Центром стратегических исследований и разработок) [10]. Авторы концепции признают, что в России складывается ситуация, характеризующаяся фундаментальными внешними изменениями в социально-экономической сфере и полная серьезных противоречий изнутри, но при этом обязательным ориентиром для инновационной экономики называется составление прогноза будущего развития для высшей школы. В связи с этим, авторы концепции требуют поставить высшую школу на путь инновационных подходов к самой организации профессиональной деятельности ее профессорско-преподавательских активов. Перед руководителями вузов авторы концепции ставят задачу настраивать на креативный и исследовательский лад преподавательский состав, развивать способности преподавателей к тому, чтобы выстроить непрерывность развития в будущей профессии у студентов и привести их к успеху, учитывая все перемены, которые приносит инновационный ход развития отечественной экономики [10].
Особое внимание, по словам Л.Х. Урусовой, нужно уделить роли вузов в подготовке специалистов будущего, которые не только должны соответствовать тем требованиям, которые выдвигает сегодня рынок труда, но и обладать компетенциями самостоятельности в выборе стратегии обучения, курсов, прогрессивных методов в обучении и образовательных технологиях [11]
В настоящее время в разработке Минпросвещения находится «Стратегия развития образования до 2030 года», она будет представлена в Правительство РФ в срок до 4 марта 2025 г. [12].
В целом перед модернизацией высшей школы стоит задача перейти от трансляционной модели к модели деятельностной, которая была создана за рубежом примерно сорок лет назад и во многом основана на предложениях, внесенных еще Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым [13].
В рамках данного исследования представляет интерес создание и работа межрегиональной общественной организации под названием «Лига Преподавателей Высшей Школы». «Лига» осуществляет свою деятельность с 2015 года, имеет 50 подразделений в регионах, в ней состоят не менее 5000 преподавателей высшей школы из 76 российских регионов. Вопросы совершенствования высшей школы в условиях перехода к инновационной экономике курируются, прежде всего, Экспертным советом «Лиги», им рассматриваются и решаются вопросы высшего образования, управления процессами экономики знаний и повышения качества самой образовательной деятельности при взаимодействии с Комитетом по науке и высшему образованию при Государственной Думе РФ. Также в этом направлении действуют: Экспертный совет по наставничеству (существует при Российской академии образования); рабочие группы, занимающиеся разработкой профстандартов «Преподаватель высшего образования» и «Наставник на рабочем месте». Представители «Лиги» активно участвуют в роли спикеров, модераторов и экспертов во множестве мероприятий.
Таким образом, роль преподавателей вузов в современной экономике, ориентированной на инновации, становится все более значимой. Можно предложить несколько критериев, значимых векторов изменений фигуры преподавателя вуза в условиях перехода страны к инновационной экономике.
Первый критерий: образование и подготовка кадров на высоком базовом уровне – перед преподавателями ставит задачей подготовить выпускников вузов так, чтобы их уровень профессионализма соответствовал потребностям инновационного характера экономики. Указанное требование включает в себя не только передачу знаниевого компонента, но и развитие компетенций выпускников, связанных с критическим мышлением, гибкостью и адаптивностью мышления к переменам, креативностью, навыками работы в команде и т.д.
Второй критерий: проведение научных исследований – предполагает активное участие преподавателей в исследованиях, инновационных по характеру, а также в таких практиках, которые помогут возникновению инноваций и новых технологий. Работа вузовских преподавателей все чаще становится связанной с разработкой новых продуктов, идей, что и делает развитие экономики передовым и инновационным.
Третий критерий – связь с инновационными проектами на практике: преподаватели выступают связующим звеном между вузом и производством, организуя стажировки, участвуя в совместных программах, которые выводят студентов на уровень инновационной деятельности, знакомят их с реальными экономическими вызовами.
Четвертый критерий: формирование внутривузовской среды для инноваций – предполагает поддержку стартапов, кросс-дисциплинарных инициатив студентов, а также исследовательских групп.
Пятый критерий – обучение в течение всей жизни в профессии: преподаватели, отвечая на вызовы окружающего мира, должны быть готовы к тому, чтобы постоянно обучаться, повышать и развивать квалификацию, наращивать новые компетенции, адаптируя и свои инструменты преподавания – все это основано на освоении новых подходов к обучению и использовании инновационных технологий, в том числе информационных.
Шестой критерий – требования к социально-ответственному поведению: преподаватель может влиять на студентов, развивая у них качества социальной ответственности, что имеет особое значение в условиях инновационной экономики.
Седьмой критерий: международное сотрудничество в сфере инноваций, участие в международных обменах и проектах, что влияет на интеграцию опыта и знаний, а также на развитие у студентов компетенций глобального уровня.
Рассмотрим, исходя из предложенных нами критериев, оценивание преподавателя высшей школы как значимого участника переходных экономических состояний нашей страны в сторону усиления инновационной составляющей, на материале современных исследований.
В частности, коллективом «Лиги Преподавателей Высшей Школы» была издана монография «Традиции и инновации высшего образования в Российской Федерации: стратегическая роль преподавателя» [14], в которой определена стратегическая роль преподавателя высшей школы в развитии гражданского общества и экономики нашей страны. Авторы монографии, среди значимых характеристик преподавателя в условиях перехода к инновационной экономике, называют соответствие таким нашим критериям, как: пятый и шестой – развитие у преподавателя практических компетенций, самообразование и возможность влияния на студентов в целях воспитания гуманного, ответственного и мыслящего специалиста [14].
Вторая монография коллектива авторов «Лиги», которую необходимо упомянуть, – это «Межрегиональное взаимодействие в развитии института академического наставничества в системе высшего и дополнительного профессионального образования» [15]. В книге раскрываются возможности повышения квалификации преподавателей вузов в современных условиях, то есть условия для роста показателей по критерию образования и подготовки кадров высшей школы на высоком уровне. В частности, анализируются возможности наставничества в развитии у преподавателей высшей школы экономического мышления, цифровых компетенций. Наставничество рассматривается и как инновационный процесс (Рисунок) [15].
Наставник |
Наставляемый |
Организует деятельность наставляемого в условиях инновационной среды образования |
Осуществляет поиск, анализ, выбор, систематизацию информации и ее презентацию |
Повышение качества образования. Новый результат образования. Развитие профессиональной мотивации. Образование новых компетенций |
Рисунок – Роли участников наставнической деятельности как инновационного процесса в высшей школе [15]
Figure – The roles of mentoring participants as an innovative process in higher education [15]
Таким образом, в указанных монографиях под эгидой «Лиги» сформулированы те перемены в требованиях к личности преподавателя высшей школы, которые обусловлены переходом нашего общества к инновационной экономике.
В современных научных публикациях тема изменений, которые накладывает инновационная экономика, на уровень преподавательского состава вузов, поднимается также широко и разнообразно. Рассмотрим некоторые из них, в соответствии с выделенными нами выше критериями.
Кандидат фармацевтических наук, доцент Н.М. Сергеева, анализируя изменения кадрового потенциала преподавателей высшей школы, выявляет следующие тенденции: существование проблемы снижения в обществе социального статуса преподавателя вуза, при актуализирующейся необходимости в условиях становления инновационной экономики в том, чтобы преподаватель мог иметь больше возможностей для реализации на практике своего интеллектуального потенциала. При этом Н.М. Сергеева признает за вузами их существование и значимую роль внутри инновационной экономической среды, кроме того, вузы оказывают влияние и на ее формирование [16]. Таким образом, Н.М. Сергеева, среди значимых критериев называет, прежде всего, тот, где возможна реализация интеллектуального потенциала преподавателя вуза в условиях инновационных перемен экономики общества.
Кандидат экономических наук, доцент Э.Р. Бердникова считает, что в условиях перехода к инновационному типу экономики важнейшим вектором развития преподавателя высшей школы является нахождение его в системе непрерывного образования (повышения квалификации), что требует усиления работы над повышением у педагога мотивации к саморазвитию. Для достижения указанных целей автор рекомендует применять проектную деятельность, кейс-методы, мозговой штурм, дистанционное обучение [17].
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Горшкова пишет, что будущее в развитии высшей школы в целом видится как педагогика исследования и проектирования, а также педагогика деятельности [18]. Преподавателю сегодня мало быть знающим человеком, поскольку цифровые ресурсы способны более быстро, нежели человек, дать необходимую информацию пользователю по запросу. Преподаватель должен встраиваться в систему непрерывности повышения квалификации для самого себя, чтобы оптимально, на основе запросов инновационной экономики, соотносить в своей деятельности традиционные и инновационные подходы, методы преподавания и общения со студентами. Его самообразовательный опыт должен действовать, по словам В.В. Горшковой, на опережение всех новых социально-экономических вызовов [18]. И с этой точкой зрения нельзя не согласиться.
В статье доктора педагогических наук И.С. Батраковой подчеркивается рост потребности общества в условиях перехода к инновационному типу экономики в таких качествах преподавателя высшей школы, как: готовность к изменениям в своей деятельности, в соответствии с модернизацией образования; освоение новых подходов к порядку построения процесса образования с учетом инноваций; усиление совместной деятельности преподавателей вузов и студентов на основе цифровизации образования (помощь в реализации стартапов, разработке и решении кейсов, проектов), взаимообмен информацией – не только со студентами, но и с другими потребителями информации в инновационно-ориентированном обществе [19].
Кандидат экономических наук Е.В. Маркова [20] дополняет предложения И.С. Батраковой, делая указания на то, что в изменяющихся экономических условиях перед преподавателями высшей школы встает необходимость в участии в таких преобразованиях, как: активизация научной работы в вузе на основе создания научно-инновационных структур в образовательной системе, повышения роли вузовского сектора путем участия и разработки инновационных научных исследований и проектов (преследуя целью усиление роли науки в обеспечении инноваций в развитии отечественной экономики), равно как и концентрации ресурсов в значимых областях сферы научного и технического развития, инновационной деятельности. Следование этим задачам ставит необходимость для педагогов в обучении на протяжении всей своей профессиональной жизни, воспитание у себя культуры мышления на основе инновационности [20]. Точка зрения Е.В. Марковой наиболее полно отражает выделенные нами выше критерии.
Обсуждение. Сравнение полученных результатов с данными в других исследованиях показывает, что переход общества к инновационным преобразованиям в экономике выстраивает перед преподавателем высшей школы новые векторы развития, связанные, прежде всего с развитием его профессионализма, требованиями к непрерывному процессу самообразования, развитием практических компетенций (у себя, своих коллег и студентов), что диктуется изменениями, происходящими в обществе и запросами, исходящими из него.
Мы согласны с А.Р. Баяновой в том, что поступают запросы на рост конкурентоспособности преподавателей вузов, для чего необходимо существенно трансформировать систему повышения квалификации, а вузу – способствовать выбору направления для реализации карьерных стратегий индивидуально для каждого из преподавателей [21]. Также мы согласны с Т.В. Громовой [22] в том, что современная инновационная экономика ставит перед преподавателем вуза необходимость работы в условиях нового функционала, когда на него возлагаются, помимо собственно преподавания, функции организатора, функции проектирования, консультирования, фасилитации, супервизии, репетитора и много других, что позволяет говорить о том, что профессия преподавателя высшей школы обретает инновационные черты. Для достижения этого М.А. Малькова называет эффективным средством планирование и программирование профессионального самосознания, то есть перед преподавателем высшей школы стоит задача созидать самого себя как личность, при этом сохраняя определенную самодостаточность [23].
Мы разделяем мнение С.В. Бруева о том, что решение перечисленных вопросов предполагает организацию систематической работы по повышению у вузовских преподавателей квалификации, значимая часть этой работы должна быть посвящена практическим аспектам применения новейших образовательных методик и технологий [24]. Мы согласны с точкой зрения О.Е. Широковой о том, что в наши дни профессионализм преподавателя высшей школы оценивается не только с позиций полноты профессиональной компетенции, но и с учетом наличия универсальных умений, необходимых для эффективной работы в условиях инновационной экономики [25].
Заключение. Перспективы последующих изысканий в изучаемом направлении заключаются, с нашей точки зрения, в том, чтобы продолжать сближать науку и практику, образовательные возможности вуза и потребности инновационной экономики, что будет ставить перед преподавателями высшей школы задачи, связанные со следованием, а в идеале – с опережением ответа на вопросы, задаваемые экономическим ходом развития общества. Это означает расширение компетенций преподавателей и овладение новыми, способность обучать студентов в тесной связи с актуальными практическими запросами, поступающими от экономики, рынка труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что переход общества к инновационной экономике актуализирует запросы общества к созданию инновационной среды для развития, значимым участником которой является высшая школа. При этом вузы сегодня – не просто элементы этой среды, но и формируют ее, что порождает вопросы к высшей школе о соответствии запросам и потребностям экономики преподавательского корпуса, кадрового обеспечения вузов в целом. Развитие экономики только тогда будет успешным по результатам, когда оно будет тесно сопряжено с наукой, что требует формулировки и постановки новых векторов развития для преподавателей высшей школы.
1. Романкова Л. И. Преподаватель высшей школы как профессия. Экономика образования. 2001. № 6. С. 27–38. https://elibrary.ru/ncfoap
2. Кузьминов Я. И. Наши университеты. Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 8–15. https://elibrary.ru/mtgkhz
3. Лейбович О. Л. Преподаватель вуза: кризис идентичности. Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 49–61. https://elibrary.ru/munecd
4. Геворкян Е. Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние. Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23–31. https://elibrary.ru/ijwmgh
5. Ларионова М. А. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования. Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 29–32. https://elibrary.ru/ijjnzz
6. Балакина А. П. Кадровое воспроизводство высшей школы как фактор развития экономики знаний. Право и образование. 2006. № 3. С. 51–60. https://elibrary.ru/kutncz
7. Астахова Е. В. Университетский преподаватель в условиях перехода общества к инновационной экономике: векторы изменений. Вчернi записки ХГУ «НУА». 2010. № 3. С. 22–31.
8. Лаптева А. В., Дадашева В. А., Ефимов А. В., Румянцев М. В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030. Красноярск: СФУ, 2012. 182 с. https://elibrary.ru/sciqhd
9. Урусова Л. Х., Шигалугова М. Х. Модернизация системы образования в России: плюсы и минусы. Образование и право. 2022. № 6. С. 182–187. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-6-182-187
10. Любимов Л. Л. Авторская концепция модернизации общего образования. Современная аналитика образования. 2020. № 2. С. 1–80. https://elibrary.ru/mgfzeb
11. Традиции и инновации высшего образования в Российской Федерации: стратегическая роль преподавателя, ред. Е. В. Ляпунцова, Ю. М. Белозерова, И. И. Дроздова. М.: КНОРУС, 2022. 166 с. https://elibrary.ru/rjdkfe
12. Августа Е. Н., Ананьев В. Н., Айнштейн В. Г. и др. Межрегиональное взаимодействие в развитии института академического наставничества в системе высшего и дополнительного профессионального образования. М.: Образование.Пресс, 2023. 344 с. https://elibrary.ru/mkkqov
13. Сергеева Н. М. Тенденции и изменения кадрового потенциала высшей школы страны. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1. С. 247–250. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0056
14. Бердникова Э. Р., Матурова Э. З., Яшкова Н. В. Организационно-мотивационные аспекты повышения квалификации преподавателей высшей технической школы. Актуальные проблемы современного транспорта. 2021. № 1. С. 35–42. https://elibrary.ru/xzyipv
15. Горшкова В. В. Проблематизация состояния профессионально-педагогической деятельности преподавателя современной высшей школы. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2024 г.) Чебоксары: Среда, 2024. С. 200–204. https://elibrary.ru/eogwmp
16. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 9–19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
17. Маркова Е. В., Денисова Т. В., Аль Дарабсе А. М. Ф. Инновации образования и образовательные инновации в условиях современного вуза. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 25 апреля 2019 г.) Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2019. С. 358–362. https://elibrary.ru/ndzcgv
18. Баянова А. Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3. С. 159–165. https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.108.3.018
19. Громова Т. В. Готовность преподавателей высшей школы к цифровой трансформации образования. Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 215–221. https://doi.org/10.62257/2687-1661-2024-3-215-221
20. Малькова М. А. Интегративные уровневые характеристики профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 77–81. https://elibrary.ru/wupklp
21. Бруев С. В., Емельянова И. Е., Рябова Е. В. Особенности педагогической культуры преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 30–33. https://elibrary.ru/amuequ
22. Широкова О. Е. Профессиональное развитие преподавателя высшей школы. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Всерос. (национальная) науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Красноярск – Челябинск – Омск – Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Москва, 7–23 ноября 2023 г.) Красноярск: КрасГАУ, 2024. С. 422–423. https://elibrary.ru/yblwcu
23. Исаева Т. Е. Цифровой имидж преподавателя высшей школы: теоретическое обоснование целесообразности создания. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 130–138. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.18
24. Карамышева Е. Ю., Щанина Е. В. Проблемы формирования социально-профессиональной идентичности преподавателей высшей школы. Социально-гуманитарные знания. 2024. № 5. С. 58–62. https://elibrary.ru/ibhppk
25. Фомичева Д. А. Самообразование как способ повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей высшей школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 13 апреля 2023 г.) М.: МГИК, 2023. С. 310–316. https://elibrary.ru/nfzntw