ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ЕГО РОЛЬ В КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ассоциативный эксперимент на сегодняшний день является одним из самых значимых методов исследования процессов мышления и сознания человека. В статье рассматриваются особенности ассоциативного эксперимента как метода и его значимость в когнитивных науках. Анализируются принципы ассоциативного эксперимента, его роль в изучении связей между психическими процессами и речепорождением, его связь с когнитивными функциями человека. Цель – рассмотреть особенности различных видов метода ассоциативного эксперимента. Исследование выполнено с привлечением понятийно-терминологического аппарата и методов психолингвистики и общенаучных методов (синтез, анализ, сравнение). Выявлено, что результаты, получаемые с помощью ассоциативных экспериментов, значимы для развития когнитивных наук как вспомогательная часть по анализу и толкованию процессов мышления человека. При взаимодействии разных наук можно получить данные о психологической, культурной и лингвистической личности индивида, о процессе речемыслительных операций. Рассмотрены основные 4 вида ассоциативного эксперимента: свободный, цепной, направленный и с продолжающейся реакцией. Отмечены особенности и недостатки каждого их них. Ассоциативные эксперименты различаются по модальности, в которой будет работать участник (аудиальной или зрительной): письменный-письменный; устный-устный; письменный-устный; устный-письменный. Также ассоциативные эксперименты отличаются по выбранному стимулу: вербальному (словесному), невербальному и гетеросемиотическому (визуально-вербальному).

Ключевые слова:
ассоциативный эксперимент, сознание, речепорождение, мышление, методы ассоциативного эксперимента, фрейм, когнитивные речевые расстройства
Список литературы

1. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. L.: Macmillan, 1883, 768.

2. Антонов А. И. Микросоциология семьи. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 368 с. https://elibrary.ru/qodrmh

3. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. In: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 24–39.

4. Хроленко А. Т., Бондалетов В. Д. Теория языка. М.: Флинта, 2004. 512 с. https://elibrary.ru/inypdh

5. Галяшина Е. И. Возможности судебных речеведческих экспертиз по делам о защите прав интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. № 9. С. 50–58. https://elibrary.ru/hsqfsf

6. Medin D. L., Ross B. H. Cognitive psychology. 2nd ed. Orlando: Harcourt Brace College Publishers, 1997, 608.

7. Стешина Е. Г. Когнитивный аспект вербальной реализации концепта. Глобальный научный потенциал. 2020. № 7. С. 99–102. https://elibrary.ru/qhnnhu

8. Плахотная Ю. И. Ассоциация как механизм когнитивной деятельности в формировании концептуальной картины мира. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 541–550. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-541-550

9. Уфимцева Н. В. Ассоциативный эксперимент и когнитивные стратегии респондентов. Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 920–925. https://elibrary.ru/slknfh

10. Каменева В. А., Морозова И. С., Коломиец С. В., Варакина Т. Е. Сопоставительный анализ образов области, таргетируемых топонимическими синонимами-стимулами, в языковом сознании студентов. Вестник Московского государственного областного университета. 2022. № 4. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-4-1133

11. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле как модель ментальной репрезентации: когнитивный, эмотивный и языковой аспекты. Известия Юго-Западного государственного университета. 2024. Т. 28. № 1. С. 88–99. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-88-99

12. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Вариативность неопределенности в ментальной реконструкции опасности и безопасности. СибСкрипт. 2024. Т. 26. № 2. С. 172–180. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-172-180

13. Fitzpatrick N., Floccia C. Comparing child word associations to adult associative norms: Evidence for child-specific associations with a strong priming effect in 3-year-olds. Behavior Research Methods, 2024, 56: 7168–7218. https://doi.org/10.3758/s13428-024-02414-3

14. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1-1. С. 265–275. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.074

15. Lai W., Rácz P., Roberts G. Experience with a linguistic variant affects the acquisition of its sociolinguistic meaning: An alien-language-learning experiment. Cognitive Science, 2020, 44(4). https://doi.org/10.1111/cogs.12832

16. Мiзiн К., Коцур В., Летюха Л., Саїк А. Верифікація результатів спрямованого асоціативного експерименту (обмеження реакцій порівняльним сполучником as … as) на основі даних англійськомовного веб-корпусу iWeb. Психолінгвістика: Науково-теоретичний збірник. 2024. Т. 35. № 2. С. 108–133. https://elibrary.ru/gtunoo

17. Лось А. Л. Проблема использования экспериментальных методик в когнитивной лингвистике. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 2. С. 590–596. https://doi.org/10.30853/phil20230073

18. Пыхтина А. Ю. Применение экспериментальных методов в рамках когнитивных исследований. Когнитивные исследования языка. 2022. № 3. С. 764–767. https://elibrary.ru/yfoade

19. Шипилина Л. А., Шипилина В. В. Ассоциативный эксперимент как метод исследования ценности профессионализма у будущих педагогов профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 369–372. https://elibrary.ru/zdmicx

20. Гайворонская А. А. Социальные представления учителей о коррупции. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С. 106–110. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2023-6-14

21. Лебедева А. К. К вопросу о допустимости отдельных методов в судебной лингвистической экспертизе. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 3. С. 129–136. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2024.115.3.129-136

22. Залевская А. А. А. А. Леонтьев и теория значения слова. Вопросы психолингвистики. 2016. № 27. С. 122–129. https://elibrary.ru/vrnnqj

23. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. 3-е изд., стер. М.: URSS, 2005. 211 с. https://elibrary.ru/qruvaf

24. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с. https://elibrary.ru/qrocaz

25. Стернин И. А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны. Языковое сознание: формирование и функционирование. М.: ИЯз РАН, 1998. С. 55–67. https://elibrary.ru/vpjevj

26. Каменева В. А., Рабкина Н. В., Потапова Н. В., Морозова И. С. Влияние семиотического типа стимулов на извлечение информации из языкового сознания. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. Т. 20. № 2. С. 110–125. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-110-125

27. Траубенберг Р. Н. К. де. Тест Роршаха: практическое руководство. М.: Когито-Центр, 2005. 255 c. https://elibrary.ru/qxnuzh

28. Белый Б. И. Тест Роршаха: практика и теория. СПб.: Дорваль, 1992. 200 с.

29. Skinner B. F. Verbal behavior. Cambridge, MA: Prentice Hall, 1957, 478.

30. Воронов М. В. Фрактальная модель психики человека. URL: https://spkurdyumov.ru/biology/fraktalnaya-model-psixiki-cheloveka/ (дата обращения: 19.07.2024).

31. Протопопов В. П. Методы рефлексологического исследования человека. Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1923. Т. 3. № 1-2. С. 14–26.

32. Mcleod S. Working memory model (Baddeley and Hitch). 20 Nov 2023. URL: https://www.simplypsychology.org/working-memory.html (accessed 19 Jul 2024).

33. Бэддели А. Рабочая память. Психология памяти, ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Астрель, 2008. С. 436–461.

34. Пьянкова С. Д. Психология восприятия фрактальных стимулов: перспективные направления исследований. Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизио­логии: Междунар. конф. (Москва, 1–2 декабря 2016 г.) М.: Перо, 2017. С. 371–374. https://elibrary.ru/yvxvhl

35. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2011. 637 с. https://elibrary.ru/qyctrl

36. Baumer T. Handbuch Interkulturelle Kompetenz. Orell Füssli, 2002, 224.

37. Бебчук Е. М. Образный компонент в лексическом значении русского существительного: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1991. 16 с. https://elibrary.ru/zjmhxx

38. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.

39. Новрузова С. В. Гештальт как один из типов концептов. Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1. С. 266–269. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0901-0062

40. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. 3-е изд. М.: URSS, 2010. 270 с. https://elibrary.ru/qvzzmz

41. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. 2-е изд., стер. М.: URSS, 2004. 271 с. https://elibrary.ru/qqtrkv

42. Miller G. A., Nicely P. E. An analysis of perceptual confusions among some English consonants. Journal of the Acoustical Society of America, 1955, 27(2): 338–352.

43. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М.: Academia, 2001. 315 с.

44. Фрейд З. О психоанализе. In: Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн.: Попурри, 1997. С. 5–47.

45. Городецкая Л. А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях. Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Теория коммуникации и прикладная коммуникация, ред. И. И. Розина. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. Вып. 1. С. 28–37.

46. Акимова Е. «Свой» и «чужой» в языковом сознании литовцев и русских Литвы. Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. (Москва, 1–3 июня 2000 г.) М.: Сов. писатель, 2000. С. 7–8.

47. Nelson D. L., Mcevoy C. L., Dennis S. What is free association and what does it measure? Memory & Cognition, 2000, 28(6): 887–899. https://doi.org/10.3758/BF03209337

48. Мартинович Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента. Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 93–99.

49. Ковтунович М. Г. Ассоциативный эксперимент как метод выявления строения структур долговременной семантической памяти (на примере анализа строения логико-семантической области вокруг фундаментального понятия «вещество» у учащихся 7-х классов). Психология высших когнитивных процессов, ред. Т. Н. Ушакова, Н. И. Чуприкова. М.: ИП РАН, 2004. С. 143–162. https://elibrary.ru/twhsmb

50. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М.: Флинта; Наука, 2007. 592 с. https://elibrary.ru/pwfjsf


Войти или Создать
* Забыли пароль?