Томск, Россия
Томск, Россия
Статья поднимает важную и актуальную проблему онтологии современной политической реальности, понимаемой в субъективном смысле, так как именно конституированный мир нации подает яркий пример смыслового мира, противостоящего тенденции деконструкции политических знаков. Нация определяется авторами как один из миров воображаемого и анализируется на двух уровнях исследования: теоретическом, выделяющем общие характеристики фантазийных миров и дающем описательное определение мира воображаемого; конкретном, рассматривающем символическую практику оформления таких политических миров на примере арабо-израильских антитетических репрезентаций. Цель – сформулировать определение понятия политический мир воображаемого и выявить смысловую структуру конкретных символических практик конституирования образа нации. Исследование проведено в русле политико-конструктивистского научного подхода, и использован метод реконструкции нации-текста, позволяющий выявить смысловую структуру данного мира, изначальной моделью которой послужил мифо-героический символический ряд элементов, воспроизведенных в фактах-конструктах конкретной политической реальности. Обоснована гипотеза о том, что «пересборка» современной нации – создание новой конструкции, знаково-ценностного обновления мира политики, испытывающего затяжной кризис легитимности. Сделан вывод, что образы наций включаются в коммуникативную сферу медиатизированной политики – новой политической реальности.
мир воображаемого, образ нации, политический смысловой мир, мифо-героическая модель реальности, конструирование ценностей
1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с. https://elibrary.ru/qocqvp
2. Лотман Ю. М. Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика. In: Лотман Ю. М. Семиосфера. Статьи по типологии культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 417–425.
3. Лотман Ю. М. Три функции текста. In: Лотман Ю. М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров. Ч. 1. Текст как смыслопорождающее устройство. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 155–163.
4. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001. 440 с.
5. Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004, 728 с.
6. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. THESIS. 1993. Вып. 2. С. 137–150.
7. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
8. Щербинина Н. Г. Мифо-героическое конструирование политической реальности России. М.: РОССПЭН, 2011. 285 с. https://elibrary.ru/qonfmt
9. Шюц А. О множественных реальностях. In: Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Проблемы природы социальной реальности. М.: РОССПЭН, 2004. С. 401–455.
10. Гуревич А. Я. Уроки Люсьена Февра. In: Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 501–541.
11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 288 с.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социол. знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 323 с.
13. Щербинина Н. Г. Политическое конструирование действительности. In: Политология. Новый лексикон, ред. А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 2023. С. 50–61. https://elibrary.ru/gszwig
14. Пушкарева Г. В. Идеи и ценности как способ конструирования символического пространства национальной идентичности. Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 156–173. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.11
15. Ракитянский Н. М. Ментальные исследования глобальных политических миров. М.: МГУ, 2020. 461 с.
16. Воробьев В. П. Израиль: государство и религия. Московский журнал международного права. 2002. № 4. С. 133–160. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2002-4-133-160
17. Карасова Т. А. Эволюция основных идейно-политических установок сионизма в Израиле. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2010. № 6. С. 70–79. https://elibrary.ru/neifef
18. Ошеров М. Е. Израильские политические мифы. М.: Алгоритм, 2018. 210 с.
19. Занд Ш. Кто и как изобрел еврейский народ. М.: Эксмо, 2012. 544 с. https://elibrary.ru/qpxmif
20. Кантор В. К. Русская революция, или вера в кумиры (размышления над книгой С. Л. Франка «Крушение кумиров»). Вопросы философии. 2009. № 1. С. 109–124. https://elibrary.ru/jvtyor
21. Бен-Рафаэль Э. Самоидентификация различных социальных групп в современном израильском обществе. URL: https://web.archive.org/web/20100427032044/http://hedir.openu.ac.il/kurs/politic/ben-rafael.htm (дата обращения: 24.08.2024).
22. Peters J. From time immemorial: The origins of the Arab-Jewish conflict over Palestine. NY: Harper and Row, 1986, 601.
23. Крылов А. В., Морозов В. М. Формирование палестинской нации: основные этапы. Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 3. С.135–142. https://elibrary.ru/yunsrr
24. Немельштейн Д. Сущность палестино-израильского конфликта. Проза.ру. 2019. URL: https://proza.ru/2019/10/13/720 (дата обращения: 28.08.2024).
25. Ракитянский Н. М. Опыт концептуального анализа исламского менталитета в контексте политической психологии. Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2012. № 5. С. 53–71. https://elibrary.ru/psznwl
26. Звягельская И. Палестино-израильский конфликт: ценностное измерение. Перспективы. 2010. URL: https://www.perspektivy.info/book/palestino-izrailskij_konflikt_cennostnoje_izmerenije_2010-06-30.htm (дата обращения: 12.08.2024).
27. Баулина И. М. Гражданская религия в Израиле: от Бегина к Нетаньяху. Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 2. С. 83–87. https://doi.org/10.17223/19988613/40/13