Москва, Россия
Казань, Россия
Кемерово, Россия
Цель – провести комплексный анализ контента о феномене искусственный интеллект в новостных Telegram-каналах (РИА Новости, Mash, Прямой эфир • Новости, Топор Live) и выявить языковые стратегии и дискурсивные аспекты, участвующие в формировании медиаобраза ИИ. Задачи: выявить ключевые тематические блоки и языковые стратегии, связанные с упоминанием ИИ; провести количественный и качественный сентимент-анализ постов; интерпретировать результаты через призму дискурсивного подхода с учетом социально-политического и культурного контекста; проанализировать влияние выявленных репрезентаций ИИ на формирование общественного восприятия и дискуссий о технологическом прогрессе. Для выгрузки корпуса новостей написан парсер GitHub. Полученные в результате автоматизированных методов данные перепроверены в ходе ручной обработки и дискурсивной интерпретации, объектом которой выступили предложения, ранжированные в результате сентимент-анализа. Выделены тематические блоки, конструирующие образ искусственного интеллекта. Лингвистический анализ новостных контекстов, посвященных искусственному интеллекту, демонстрирует преобладание положительной и нейтральной тональности в репрезентации данного феномена. Ключевыми языковыми средствами формирования медиаобраза выступают глаголы, указывающие на созидательную, интеллектуальную и сервисную функцию искусственного интеллекта. Негативная оценка реализуется через глаголы, акцентирующие деструктивные свойства, а также эмоционально-оценочную лексику. Установлено, что в новостных контекстах ярко выражена метафоризация образа ИИ – помощник. Данные лингвистические средства отражают сложившиеся в медиадискурсе представления об искусственном интеллекте как о технологии, способной приносить пользу человеку, но при этом потенциально опасной и требующей контроля. Дискуссионным остается вопрос эффективности оценки в текстах, где присутствует пересечение нескольких тем, а также соотношение сентимент-анализа и ручного анализа дискурсивной репрезентации медиаобраза, что предопределяет перспективы дальнейшего исследования.
искусственный интеллект, медиаобраз, сентимент-анализ, тематическая репрезентация, дискурсивная реализация
1. Арекеева Ю. Е., Бедненко Ю. И. Репрезентация концепта «人工智能 / искусственный интеллект» в языковом сознании носителей китайского языка. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025. № 1. С. 7–15. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-1-7-15
2. Аруноаст П. Языковая экспликация концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в современных российских СМИ (функционально-семантический аспект). Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1. С. 347–350. https://elibrary.ru/xnhyvw
3. Борисова Л. В. О понятии искусственного интеллекта и правовом режиме произведений, созданных им без творческого участия человека. Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19. № 8. С. 100–113. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.165.8.100-113
4. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
5. Галичкина Е. Н. Концептуализация искусственного интеллекта в российском медийном дискурсе. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2024. Т. 23. № 5. С. 124–137. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2024.5.10
6. Гончарова О. В., Липатова А. В., Напреенко Г. В. Социальные взаимодействия в контексте цифровой социализации молодежи. Кн. 4. Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений. Казань: КФУ, 2024а. 203 с. https://elibrary.ru/nffuru
7. Гончарова О. В., Липатова А. В., Напреенко Г. В. Социальные взаимодействия в цифровой среде: социолингвистический подход. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024b. № 4. С. 10–17. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.4.10-17
8. Ильинова Е. Ю., Кочетова Л. А. Медиатизация концепта «искусственный интеллект» в русскоязычных СМИ: корпусный подход. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2024. Т. 23. № 5. С. 108–123. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2024.5.9
9. Клементьева А. А. К вопросу о функционировании термина искусственный интеллект в современном научном и публицистическом дискурсе. Мир русского слова. 2022. № 4. С. 14–23. https://elibrary.ru/rjgjju
10. Котлярова В. В., Бабаев А. М., Шемякина М. А. Искусственный интеллект: философские и аксиологические аспекты проблемы. Научный альманах. 2015. № 12-3. С. 187–191. https://elibrary.ru/vkmfor
11. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г., Павлова У. О. Технологический дискурс в российских СМИ: основные стратегии в репрезентации искусственного интеллекта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. № 3. С. 747–763. https://elibrary.ru/fjvaxu
12. Сложеникина Ю. В., Козловская Н. В., Мусаева А. С. Научный дискурс с ключевым термином «искусственный интеллект». Мир русского слова. 2023. № 3. С. 91–101. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.311
13. Швырков А. И. Искусственный интеллект как философская проблема и искусственные интеллектуальные системы. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 4. С. 670–681. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-670-681
14. Entman R. M. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication, 1993, 43(4): 51–58. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x
15. Fairclough N. Analyzing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London: Routledge, 2003, 61. https://doi.org/10.4324/9780203697078
16. Goffman E. Frame analysis: An essay on the organization of experience. Harper & Row, 1974, 586.
17. Groumpos P. P. A critical historic overview of artificial intelligence: Issues, challenges, opportunities and threats. Artificial Intelligence and Applications, 2023, 1(4), 181–197. https://doi.org/10.47852/bonviewAIA3202689
18. Kaplan A., Haenlein M. Siri, Siri in my hand, who’s the fairest in the land? On the interpretations, illustrations, and implications of artificial intelligence. Business Horizons, 2019, 62(1): 15–25. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2018.08.004
19. Krishna V. AI and contemporary challenges: The good, bad and the scary. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2024, 10(1). https://doi.org/10.1016/j.joitmc.2023.100178
20. Liu B. Sentiment analysis and opinion mining. Springer Nature, 2012, 167. https://doi.org/10.1007/978-3-031-02145-9
21. Pang B., Lee L. Opinion mining and sentiment analysis. Foundations and Trends in Information Retrieval, 2008, 2(1-2): 1–135. https://doi.org/10.1561/1500000011
22. Sun S., Zhai Yu., Shen B., Chen Yi. Newspaper coverage of artificial intelligence: A perspective of emerging technologies. Telematics and Informatics, 2020, (53). https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101433