employee
Novokuzneck, Russian Federation
employee
Novokuzneck, Kemerovo, Russian Federation
Novokuzneck, Russian Federation
The paper presents the specifics and products of the development of pedagogical modeling as a method of optimizing the quality of activity of a PE teacher and coach. The educational and training process in the structure of determination and visualization of traditional and innovative constructs and technologies of pedagogical activity of the trainer is determined in three traditionally allocated directions (wide, narrow, and local sense) and three innovatively allocated directions (adaptive-acmepedagogic, functional-labor, and personified-multicultural sense / approach). The presented possibilities of using pedagogical modeling in detailing the quality of the training process are determined by the situational and systematic methods of determining and solving problems of personal development by means of physical culture and sports. Refined definitions and products of pedagogical modeling in pedagogy of physical culture and sport determine the prospects of training future teachers of physical culture and coaches in the chosen sport. The bases of realization of ideas of traditional and innovative productive search define all successfully realized pedagogical conditions of modeling of bases of educational and training process. The quality of determination and realization of pedagogical conditions of modeling the basics of the training process is the object and product of the solved in the work of the task. Modern technologies of pedagogical modeling guarantee improvement of quality of productive formation of the personality of a future PE teacher and coach in specification and the solution of problems of development of the personality and system of education, physical culture and sports.
technology of pedagogical modeling, personification, adaptive-acme-pedagogical approach, functional-labor approach, personified-multicultural approach
Введение
Теория и практика педагогического моделирования определяет системность и персонификацию продуктивного поиска педагога в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях, раскрывающих общие, частные, частно-предметные и частно-специальные особенности постановки и решения проблемы развития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Педагогическое моделирование – одно из многомерных явлений, определяющих обновление системы средств и конструктов генерации и оптимизации инноваций в педагогической деятельности.
Качество использования педагогического моделирования в современных ресурсах непрерывного образования тем выше, чем точнее определяется и уточняется с течением времени конструкт хочу, могу, надо, есть в деятельности педагога и обучающегося, тренера и спортсмена.
Определим потенциальные направления использования педагогического моделирования в структуре деятельности тренера по избранному виду спорта в следующей системе конструктов и моделей оптимизации качества решения задач развития:
1) педагогическая методология определяет на уровне общепедагогических [1–3], частно-методических [4], специально-предметных [5–7] особенностей детерминации проблемы планирования и организации учебно-тренировочного процесса и потенциальных путей решения поставленной проблемы и выделенных из нее задач деятельности тренера;
2) педагогическое моделирование [8] отражает специфику и востребованность педагогического метода, уточняет особенности детерминации и верификации качества функционирования модели категории учебно-тренировочный процесс [9; 10];
3) составные части учебно-тренировочного процесса определяются продуктами качественного решения педагогических задач и полисистемных приоритетов выбора вида спорта в качестве модели и конструкта социализации и самореализации [11–13];
4) педагогическая технология [3; 14; 15] может быть определена в качестве средства и продукта оптимизации качества решений задач развития личности в структуре уточняемого и реализуемого учебно-тренировочного процесса;
5) теоретизация [16] как продукт и функция оптимизации качества учебно-тренировочного процесса может в системе конструктов и свойств нормального распределения способностей обучающихся определять и уточнять решения задач развития личности средствами и методами физической культуры и спорта [10; 11; 15].
Специфика и продукты развития педагогического моделирования как метода оптимизации качества деятельности педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта могут быть уточнены в двух плоскостях описания и измерения – традиционном и инновационном.
Цель работы: определение и уточнение возможностей моделирования основ учебно-тренировочного процесса в конструктах традиционного и инновационного научного поиска и научного знания.
Задачи работы:
1) уточнить понятие учебно-тренировочный процесс в структуре традиционного научного поиска и научного знания, т. е. в системе построения определений в широком, узком, локальном смыслах;
2) уточнить понятие учебно-тренировочный процесс в структуре адаптивно-акмепедагогического, функционально-трудового, персонифицировано-мультикультурного смыслов / подходов;
3) выделить модели учебно-тренировочного процесса в современной практике развития личности обучающегося средствами и методами физической культуры и спорта;
4) определить педагогические условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования.
Возможности использования традиционного и инновационного научного знания в уточнении основ учебно-тренировочного процесса будут определять перспективы и специфику постановки, уточнения и решения выделенных задач и поставленной цели.
Понятие учебно-тренировочного процесса
Учебно-тренировочный процесс как категория современной педагогики физической культуры и спорта раскрывает возможность постановки и решения задач развития личности. В системе уровневой дифференциации и учета адаптивно-акмепедагогических аспектов включения личности в процесс занятий избранным видом спорта качество решения задач развития личности зависит от успешности использования педагогического моделирования (в минимальном выборе – планирования) и точности педагогического решения в детерминации и решении проблем развития средствами и методами физической культуры и спорта.
Определим понятие учебно-тренировочный процесс и выделим составные единицы учебно-тренировочного процесса в выделении традиционных и инновационных аспектов постановки и решения проблемы детерминации и решения задач развития личности в спорте и через спорт.
Учебно-тренировочный процесс (широкий смысл) – процесс определения и решения задач развития личности в спорте и через спорт средствами и методами, формами и технологиями организации работы со спортсменами, обучающимися по определенной системе и схеме включения личности в процесс формирования профессионального и спортивного мастерства, детализирующего практику развития у личности успешности в выделенной плоскости решения задач развития и самореализации через спорт.
Учебно-тренировочный процесс (узкий смысл) – вид реализуемого в детско-юношеской спортивной школе процесса, специфика которого непосредственно связана с повышением качества решения развития личности в системе приоритетов и возможностей акмедостижений личности в выбранном виде спорта.
Учебно-тренировочный процесс (локальный смысл) – система учебно-тренировочных занятий в организации, осуществляющей программы спортивной подготовки для обучающихся, гарантирующая качество включения личности в выбранный вид спорта и достижение персонифицированного уровня самореализации личности в спорте.
Учебно-тренировочный процесс (адаптивно-акмепедагогический смысл) – механизм самоорганизации качества учета способностей личности, включенной в процесс освоения конкретного вида спорта, методов и технологий организации занятий по выделенному направлению учебно-тренировочных занятий, раскрывающий определяемые противоречия и переходы от адаптивного включения личности в спорт до максимально продуктивного (акмепедагогического); особенности выбора уровня и качества развития личности в спорте уточняются через систему противоречий хочу, могу, надо, есть.
Учебно-тренировочный процесс (функционально-трудовой смысл) – процесс формирования спортивного мастерства через качественное решение задач развития личности в спорте, гарантирующий учет функционально-трудовых конструктов подготовки личности в выделенной плоскости деятельности и системы профессионально ориентированных отношений.
Учебно-тренировочный процесс (персонифицировано-мультикультурный смысл) – стратегия включения личности в систему учебно-тренировочных занятий, определяющая мультиуровневые способы и технологии решения задач развития личности в выбранном виде спорте.
Представленные возможности использования педагогического моделирования в детализации качества учебно-тренировочного процесса определяются ситуативностью и планомерностью выделенных способов определения и решения задач развития личности средствами физической культуры и спорта.
Процесс выделения и уточнения моделей учебно-тренировочного процесса в современной практике развития личности обучающегося средствами и методами физической культуры и спорта – один из важных и исследуемых процессов в педагогике физической культуры и спорта.
В структуре выделения и описания традиционных и инновационных конструктов и технологий педагогической деятельности тренера можно описать систему типологий, детализирующих использование в традиционном знании успешные решения, основы которых были получены и позволяют получать до настоящего времени высокие показатели и результаты самореализации личности в спорте. В инновационном знании такого рода практика обусловлена появлением новых средств и стимуляторов развития личности в спорте (модифицируемые на различных уровнях тренажеры, системы питания и восстановления спортсмена и пр.).
Уточненные определения и продукты педагогического моделирования в педагогике физической культуры и спорта определяют перспективность подготовки будущих педагогов физической культуры и тренеров по избранному виду спорта, данная практика может быть детализирована при анализе и визуализации программ по избранному виду спорта.
Современные технологии педагогического моделирования гарантируют повышение качества продуктивного становления личности будущего педагога физической культуры и тренера по избранному виду спорта в уточнении и решении задач развития личности и системы образования, физической культуры и спорта.
Технологии организации учебно-тренировочного процесса определяются видами, реализуемыми в процессе учебных и учебно-тренировочных занятий. К наиболее распространяемым в системе дополнительного образования технологиям организации учебно-тренировочного процесса относят технологии самоанализа и видеоразбора учебно-тренировочных занятий и соревнований; технологии уровневой дифференциации включения обучающегося в учебно-тренировочный процесс; технологии групповой работы; технологии сотрудничества в реализации групповой работы; суггестивные технологии организации учебно-тренировочного процесса; адаптивные технологии организации учебно-тренировочного процесса и пр.
Основы реализации идей традиционного и инновационного продуктивного поиска определяют все успешно реализуемые педагогические условия моделирования основ учебно-тренировочного процесса. Качество детерминации и реализации педагогических условий моделирования основ учебно-тренировочного процесса является объектом и продуктом решаемой в статье задачи.
Педагогическе условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования
Детерминируемые положения основных возможностей повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования за счет разработки кейс-модели осуществления учета всех возрастосообразных и детализируемых в структуре учебно-тренировочного процесса особенностей развития личности:
1) возрастосообразность и учет нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в постановке и детализации возможностей развития личности (конструкт хочу, могу, надо, есть);
2) формирование потребности в самовыражении и самореализации, признании и социализации, самоактуализации и самоутверждении через продукты развития в спорте;
3) формирование модели развития и сотрудничества, гарантирующих личности в процессе занятий спортом неустанное уточнение условий и способов, технологий и форм, тактики и стратегии включения личности в процессы индивидуально, социально и профессионально значимые;
4) соблюдение основ общепедагогической, профессионально-педагогической, общефизической, специальной физической подготовки в уточнении условий самореализации личности и повышения качества решения задач развития в структуре учебно-тренировочного процесса;
5) единство детализируемых в развитии функций самореализации и социализации личности через спорт;
6) обогащение внутреннего мира личности в спорте непосредственно связанными с развитием личности направлениями продуктивного поиска условий оптимального решения задачи хочу, могу, надо, есть;
7) реализация идей адаптивности и акмеперсонификации как конструктов гуманизации построения и уточнения учебно-тренировочного процесса;
8) определение идей и тактики здоровьесбережения в структуре разрабатываемых основ и возможностей оптимизации учебно-тренировочного процесса;
9) оптимальное сочетание традиционных и инновационных методологических подходов в оптимизации качества разработки, планирования, организации учебно-тренировочного процесса;
10) стимулирование личности тренера и коллектива педагогов оптимальными материальными и нематериальными стимулами и продуктами профессиональной поддержки;
11) создание условий для включения личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учебно-тренировочный процесс с учетом всех современных возможностей фасилитации, поддержки и адаптивного решения задач развития личности с ОВЗ в спорте;
12) определение возможностей развития личности в спорте через принятие идей целесообразности и мотивации деятельности в акмеперсонификации развития и самоанализа качества принимаемых и реализуемых решений;
13) включенность личности тренера и личности спортсмена в систему непрерывного образования и формирования профессионального мастерства.
Выделенные условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования могут быть дополнены совокупностью условий, непосредственно связанных с происходящими изменениями, а также могут быть уточнены в системе определяемых и реализуемых изменений в микро-, мезо-, макроуровневых изменений в системе физической культуры и спорта, педагогики и психологии, социологии спорта и инновационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Заключение
Моделирование основ учебно-тренировочного процесса определяют перспективы разработки и уточнения всех звеньев целостного решения задач развития личности в спорте. Качество персонификации выбора направления и вида спорта является уникальной системой самоорганизации проб и возможностей перехода из одного вида спорта в другой.
Уточнение моделей в решении задач развития личности в спорте в системе традиционных и инновационных конструктов позволяют создавать новые продукты самоорганизации качества самореализации и социализации личности в спорте и через спорт.
В следующих работах мы попытаемся определить методико-методологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта.
1. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education. Moscow: MIFI, 2014, 92. (In Russ.)
2. Kozyreva O. A. Culture of individual self-work in the system of continuous education: models and theories. Moscow: Rusains, 2018, 144. (In Russ.)
3. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Education in the professional training of teachers. Moscow: MIFI, 2017, 400. (In Russ.)
4. Portnyagin I. I., Torgovkin V. G., Nikolaev N. D. Individualization of the training process of students-freestyle wrestlers. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2015, (10): 29-30. (In Russ.)
5. Shporin E. G., Lebedinsky V. Yu., Kolokoltsev M. M. System and methodological bases of physical training education process enhancement in higher education institute. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'yeva, 2011, (1): 127-133. (In Russ.)
6. Baranov V. A. Theoretical basis of differentiated approach in training process of young sportsmen. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy, 2011, (3-4): 428-430. (In Russ.)
7. Surikov V. E. Theoretical and methodological foundations of the use of information technology to improve the training process. Aktual'nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, 2017, (4-3): 86-88. (In Russ.)
8. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogical modeling in the constructs of modern education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, (1): 58-63. (In Russ.)
9. Beloborodova Zh. A., Urzhenko N. V. Determination of the fundamentals of the training process in handball: theory and practice. The role and place of information technology in modern science: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Chelyabinsk, April 10, 2018. Ufa: Aeterna, 2018, part 1, 127-129. (In Russ.)
10. Mironova E. N. Simulation training process have enhanced the efficiency of sports training. Nauka-2020, 2016, (5): 28-31. (In Russ.)
11. Zhitnitsky A. A. Features of the training process in adolescents at the powerlifting department of the junior sports school. Aktual'nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, 2017, (4-1): 141-146. (In Russ.)
12. Lugovskaya A. V. Scientific and methodical bases of the effective organization of educational and training process of athletes of cyclic sports. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly, 2016, (16-2): 380-384. (In Russ.)
13. Suslov S. I., Pashintsev V. G. Problem choice of methods in the training process of students-footballers. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki, 2014, (4-2): 225-232. (In Russ.)
14. Kozyreva O. A. Technology system-pedagogical modeling in continuous professional education. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, (3-2): 355-359. (In Russ.)
15. Hozina S. R., Voshchinin A. V. Formation of structural components of reflective thinking of tennis players in the training process. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2017, (3): 307-312. (In Russ.)
16. Konovalov S. V., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Theoretization in pedagogical science: the general scientific and general professional aspects. Biznes. Obrazovaniye. Pravo, 2018, (4): 376-385. DOI:https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.409.