Kemerovo, Russian Federation
Kemerovo, Russian Federation
VAC 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
VAC 12.00.09 Уголовный процесс
VAC 09.00.01 Онтология и теория познания
VAC 09.00.11 Социальная философия
VAC 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
VAC 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
VAC 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The research features the concept of accessible educational environment provided by educational institutions. The paper introduces some models of accessible educational environment, pedagogical support, its principles, forms, and methods. The authors define the pedagogical conditions that would contribute to personality development in an accessible educational environment. Potential and feasible solutions can be identified according to various educational technologies that reveal the subtleties of pedagogical activity in the context of modern personal development, the features of which are specified on the basis of psycho-correction, psycho-didactic, developmental psychology, social pedagogy, and social psychology. One’s involvement in the developmental and educational process is determined by various components of the activities carried out by the student, i.e. his or her well-being, desire to learn and communicate, to belong, entertain, help other students, parents, and teachers, to visit the library, participate in school events, etc. Modern pedagogy offers a variety of social and educational activities for people with special needs, thus ensuring continuous personality development.
facilitation, pedagogical modeling, pedagogical methodology, pedagogical conditions, model of pedagogical support, construct
Введение
Современная педагогическая деятельность как основа и механизм самоорганизации качества обновления и функционирования образования и образовательного пространства определяет создаваемые условия развития личности одним из важных факторов его надежности, гибкости и состоятельности. В модели современного образования для повышения комфортности развития и целостного включения личности обучающегося в систему социально-образовательных отношений определяют термин доступная образовательная среда, в основе которого педагогическая поддержка обусловливает устойчивые связи личности с потенциально благоприятными возможностями и ресурсами общения и самовыражения, социализации и самореализации.
Особенности организации доступной образовательной среды в образовательной организации определяются условиями продуктивного поиска педагога, фасилитирующего включение личности обучающегося в реализуемую модель образовательного пространства школы. Способность личности осознавать наличие и необходимость ученического коллектива, быть включенным в коллективную деятельность в доступной образовательной среде осуществляется в структуре использования различных адаптивных и игровых технологий развития обучающегося.
Теоретические основы возможностей использования доступной образовательной среды в школе
Одним из процессов создания оптимальных условий развития личности является педагогическая поддержка, сущность которой понимается по-разному. Н. Н. Абашина [1] определяет педагогическую поддержку как технологию; в структуре поиска возможностей утончения рабочих определений и понятий конструкт технология в уточнении и детерминации определений понятий педагогическая поддержка и доступная образовательная среда будет использован в структуре унифицированного смысла. Е. П. Албитова [2] отражает современные основы выбора направления педагогической поддержки как работы по повышению качества включенности личности в социально-образовательное пространство. Т. А. Гапиенко и др. [3] раскрывают различные техники и конструкты в уточнении понятий педагогическая поддержка и фасилитация. Ю. Л. Герман [4] иллюстрирует сущность данных понятий; специфика описания является конструктом связи опыта деятельности и теоретических уточнений понятийного аппарата научного поиска.
Понятие и возможности педагогической поддержки определены также в работе А. В. Губановой [5]; особенности построения моделей педагогической поддержки связаны с развитием и становлением как категориями педагогики. В данной статье качество развития личности в модели педагогической поддержки будет отражено в различных конструктах детерминации понятийного аппарата, например, широкий, узкий, локальный, адаптивный, адаптивно-акмепедагогический, персонифицированный, гуманистический, унифицированный, здоровьесберегающий смыслы. О. А. Козырева и др. [6] отражают направленность поиска и определяют функцией педагогической поддержки широко уточняемый процесс и категорию современной педагогики (категория воспитание). С. В. Коновалов и др. [7] раскрывают процесс теоретизации как основу для научного поиска, в такой практике будут выделены или уточнены модели понятий доступная образовательная среда, педагогическая поддержка обучающегося, модели реализации, принципы, формы, методы организации доступной образовательной среды и пр.
Подход О. Я. Гутак и др. [8] позволит сконцентрировать внимание на персонификации развития личности в системе непрерывного образования, в данной практике профессионализм педагога будет указывать на точность и продуктивность решений создания оптимальных педагогических условий оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде.
Е. В. Митькина и др. [9] разрывают одно из теоретических направлений изучения и исследования основ и возможностей педагогической поддержки. В нашей работе будут уточнены все составные поиска, способность и качество которого определяет приоритеты и продуктивность решений задач современной педагогики в иерархии репродуктивно-продуктивной деятельности личности, включенной в систему образования и социально-образовательных отношений.
Качество поиска и выбор методов исследования и возможностей использования педагогической методологии в уточнении понятийного аппарата, особенности педагогической поддержки в модели поликультурного пространства и поликультурного подхода, особенности реализации педагогической поддержки личности в структуре адаптивного обучения, направленность поиска в системе непрерывного образования и связи всех составных реализуемой деятельности педагога в решении задач педагогической поддержки личности на протяжении всего периода развития и жизнедеятельности уточняют В. Г. Свинаренко и О. А. Козырева [10],
Л. Н. Судьина и О. А. Козырева [11], Т. Н. Туманова и др. [12], Е. Д. Щур [13].
В статье О. А. Козыревой и др. [14] культура самостоятельной работы личности или культура самообразования представлена одной из актуальных практик акмеверификации качества решения задач развития и самореализации личности, в данной плоскости нет практики решения задач в модели адаптивного подхода и адаптивных технологий решения задач акмеперсонификации всех составных становления личности; необходимость данного решения может быть обусловлена социальной направленностью самостоятельного определения и уточнения мотивов, целей, возможностей и достижений личности в конструкте самоорганизации качества решений задач развития хочу, могу, надо, есть.
Определение понятий доступная образовательная среда, педагогическая поддержка обучающегося
Доступная образовательная среда
Широкий смысл: система унифицированного выбора модели и технологий педагогической деятельности, гарантирующая равный доступ личности обучающегося к образовательным возможностям современного образовательного учреждения и системы непрерывного образования в целом, специфика деятельности обучающегося и педагога определяются конструктами учета нормального распределения способностей и приоритетов развития в социальном, образовательном и профессиональном направлениях.
Узкий: процесс оптимизации качества деятельности педагогов и образовательных учреждений по целенаправленному и ситуативному включению и коррекции качества модели развития личности в конструкте хочу, могу, надо, есть, особенности которой являются следствием учета нормального распределения способностей и приоритетов в обществе.
Локальный: процедура и продукт включения личности обучающегося в систему развития, социализации, самореализации, особенности которых повышаются за счет оптимизации деятельности всех педагогов образовательного учреждения, гибкости реализуемых моделей и технологий, адаптивного или адаптированного дидактического материала, специфики учета позитивного выбора обучающимся направления и направленности развития, модели успешности личности в деятельности и получения обучающимся в данной практике позитивных эмоций и формируемых социальных смыслов.
Адаптивный: продукт гуманизации современного образования новыми практиками и технологиями фасилитации и защиты обучающегося от неблагоприятного влияния неустанного повышения уровня дидактического знания в реализации идей возрастосообразности и учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся определенной выборки или генеральной совокупности.
Адаптивно-акмепедагогический: реализуемая в образовательной организации модель оптимизации качества развития личности обучающегося в системе приоритетов функционирования образовательной организации и особенностей выполнения ФГОС как показателя успешности решения задач развития личности с учетом потребностей и особенностей развития в системе непрерывного образования.
Персонифицированный: метод гибкого решения задач оптимизации качества и продуктивности развития личности в образовательном пространстве школы, уточняющий действия и деятельность педагогов, родителей, обучающихся в детализации успешного персонифицированного нахождения хотя бы одного решения задачи в конструкте хочу, могу, надо, есть для обучающегося, включенного в активный поиск наиболее удобных и гуманно реализуемых возможностей становления личности в деятельности и общении.
Унифицированный: технология повышения качества и возможностей акмеперсонификации развития личности обучающегося в иерархии регламентируемых ФГОС возможностей и приоритетов, качество функционирования определяемой технологии уточняются в модели учета нормального распределения способностей и возрастосообразной модели развития личности в системе непрерывного образования.
Здоровьесберегающий: способ осуществления и контроля, фасилитации и оптимизации качества включения личности обучающегося в социально-образовательное пространство, располагающее потенциалом акмеверификации и системной интеграции (антропологически и ноосферно уточняемых) всех звеньев развития личности обучающегося в современной культуре, науке, образовании и пр.
Гуманистический: процесс самоорганизации качества включения личности обучающегося в систему учебно-образовательной деятельности и воспитательно-образовательных и организационных отношений, располагающих личность к определению и уточнению направления развития и социализации, востребованности личности в социальном и образовательном поле выстраиваемых личностью и обществом приоритетов, условно детализируемых через конструкт хочу, могу, надо, есть, где качество решений определяется внутренними возможностями личности и специально создаваемыми педагогическими условиями оптимизации качества развития личности обучающегося в ресурсах описываемого и уточняемого процесса.
Педагогическая поддержка обучающегося
Широкий смысл: система стимулирования мотивации развития личности, имеющей потребности в фасилитации материала, помощи в унификации, алгоритмизации, оптимизации, рационализации, детализации, разучивании, повторении способов решения задач деятельности и развития, корректирует качество выявления и уточнения основ, способов, приоритетов и продуктов развития в конструкте хочу, могу, надо, есть, гарантирует успешное включение личности в различные направления социального, образовательного, профессионального поиска и решения задач самореализации и самоутверждения, общения и сотрудничества.
Узкий: процесс создания объективно комфортных условий для развития личности, гарантирующий своевременное и персонифицированное подкрепление опыта
положительной социальной, образовательной, профессиональной практики сотрудничества и самовыражения, роста и самоутверждения.
Локальный: процедура уточнения возможностей решения задачи в конструкте хочу, могу, надо, есть, раскрывающая направленность помощи и успешность оказания или содействия поиску необходимых дидактических, образовательных, интеллектуальных, психосоциальных и прочих средств оптимизации качества включения личности в деятельность и общение, от особенностей которых зависит и качество всех составных развития и личности, и общества.
Адаптивный: продукт адаптивного выбора личностью методов и средств, форм и технологий социального, образовательного и профессионального развития, гарантирует определенное качество решения задач того или иного типа, создает предпосылки к переходу от одного уровня знаний к другому, более качественному по типу, способам оптимизации решений и получаемых по качеству продуктов.
Адаптивно-акмепедагогический: модель генерации и использования различных методов, форм, технологий и педагогических условий включения личности с определенными потребностями (в генеральной совокупности потребностей и способностей справедлив закон нормального распределения способностей и потребностей, здоровья и достижений, возможностей и пр.), использование которой в деятельности педагога позволеют повысить качество включения обучающегося в систему выделенных приоритетов и решаемых задач ФГОС, уровня и качества культуры и науки, образования и досуга, саморелаксации и рефлексии и пр.
Персонифицированный: метод оптимизации выбора условий развития личности обучающегося в деятельности и общении в образовательном пространстве образовательной организации, сохраняет в деятельности педагога успешность решения задач гуманизации современного образования и профессиональных отношений.
Унифицированный: технология деятельности работников системы образования в обеспечении качества образовательных услуг обучающемуся определенного уровня развития и сформированных интеллектуальных потребностей, персонифицированного проектирования будущего личности на плоскость системы непрерывного образования, профессиональных отношений и социальных норм общения и самовыражения, самореализации и самоутверждения через социально востребованные продукты деятельности или реализованные идеи гуманизма.
Здоровьесберегающий: способ оптимизации качества развития личности, в структуре которого доминирующим фактором и конструктом самоорганизации является здоровье, предопределяющее успешность уточнения основ развития личности в конструкте хочу, могу, надо, есть, реализацию надлежащего качества педагогических условий оптимизации включения личности в социальное, образовательное, профессиональное пространство.
Гуманистический: продукт эволюции идеи развития личности с учетом всех варьируемых и целенаправленно изменяемых во времени составных достигнутого уровня и потенциально возможного уровня развития личности, где качество изменений во внутреннем мире личности обучающегося, возможность пополнения новообразованиями развития и его успешность становления зависят от возможности качества описываемого явления и в конечном счете от педагогической деятельности всех педагогов образовательной организации.
Модели реализации доступной образовательной среды в образовательной организации
Модели реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – идеальные конструкты и системы идеально воспроизводимых условий и технологий развития личности обучающегося в иерархии выделяемых противоречий развития личности и возможностей социально-образовательного пространства, располагающего различными конструктами и средствами стимулирования развития личности и качества включения личности в социальные и образовательные отношения, антропологически детализирующие успешность функционирования государства и мирового пространства экономики, образования, труда и пр.
Адаптивно-функциональная модель: функционирование доступной образовательной среды в образовательной организации определяется условиями адаптации личности, ее успешными способами включения в те или иные приоритеты деятельности, возможности решения задач развития в контексте создаваемых педагогических условий, специфика детализации которых зависит от условий обучаемости личности и определяемых затрат на функционирование удобного и надежного помощника обучающегося в социальном пространстве за счет создаваемых продуктов и технологий развития личности с определенным уровнем сформированности и формирования способностей.
Адаптивно-игровая: в структуре адаптации и игры происходит включение личности обучающегося во все отношения, которые существуют в образовательной организации, дидактические игрушки помогают обучающемуся повысить качество решения задач учебной деятельности и самореализации в выделанной плоскости выбора и приоритетов развития общества, например ФГОС.
Адаптивно-продуктивная: через адаптацию и адаптивный путь развития личности создают условия перехода личности на уровень персонифицированной продуктивности; данная модель может быть реализована в частных школах за счет индивидуализации обучения и персонификации включения личности в социально-образовательное пространство.
Уровневая: за счёт создаваемых в проектах уровнях развития личности обучающегося создаются потенциальные возможностей акместановления личности через деятельность и общение; качество такого рода моделей определяется в преемственности данных уровней, например, дошкольные образовательные учреждения для слабослышащих, школы-интернаты для слабослышащих, система среднего профессионального образования для слабослышащих, приоритетные возможности выбора личностью вуза, позволяющего получать надлежащего качества образование, с последующим трудоустройством и поддержкой личности молодого специалиста.
Адаптивно-акмепедагогическая: в процессе адаптации личности к условиям развития и самореализации в системе образования определяются педагогические способы оптимизации нахождения у личности «акме», стремление к высоте которого в педагогике уточняются традиционными и инновационными методами, конструктами и технологиями педагогической деятельности и педагогической поддержки.
Синтезированная по потребностям личности обучающегося: гибкая система самоорганизации качества развития личности обучающегося в образовательной организации, все составные конструкты которой направлены только на удобство включения в деятельность и оптимальное самочувствие конкретной личности и контурных ситуативных, целенаправленных и долговременных условий развития личности в процессе создаваемой социально-образовательной среды, направляющей все свои силы на решение задач гуманистического выбора личностью составных развития хочу, могу, надо, есть, примером данной практики могут быть индивидуальные, возрастосообразные образовательные траектории.
Потенциальные и реализуемые решения задач развития личности в доступной образовательной среде могут быть определены или уточнены в конструктах различных педагогических средств, методов и технологий, раскрывающих тонкости педагогической деятельности в контексте современных положений развития личности, особенности которых уточняются на основе психокоррекции, психодидактики, психологии и педагогики развития, социальной педагогики и социальной психологии. В данном направлении выделим составные данного поиска через принципы, формы реализации, методы организации, педагогические условия доступной образовательной среды в образовательной организации или педагогические условия оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде.
Принципы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации
Принципы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – словесно-логические модели реализации функционирования доступной образовательной среды в образовательной организации, определяемые и уточняемые в оптимальной форме, особенности которой в системе выделенных конструктов государственного, регионального, муниципального, персонифицированного и прочих уровней повышают качество решения задач деятельности педагога и обучающегося:
принцип адаптации личности обучающегося к образовательной среде, особенности которой построены в соответствии с возможностями самоорганизации качества учета составных развития в конструкте хочу, могу, надо, есть;
принцип фасилитации развития личности через социально значимые и персонифицированно
популяризуемые способы и технологии деятельности в образовательной организации;
принцип персонифицированно зависимой педагогической поддержки обучающемуся, уточняющий систему конструктов развития и саморазвития хочу, могу, надо, есть;
принцип диалектического учета условий, способов, методов, средств и технологий обучения в системе реализуемых моделей адаптивного обучения и адаптированных программ обучения;
принцип самоорганизации качества выбора средств, методов и технологий педагогической деятельности в структуре учета нормального распределения способностей обучающихся и их возможностей уточнения моделей социализации и самореализации, сотрудничества и самовыражения;
принцип единства воспитания, обучения, просвещения, социализации, адаптации в структуре развития личности;
принцип единства деятельности педагогов и родителей обучающихся в структуре реализации условий продуктивного решения задач развития, социализации, самореализации;
принцип опоры на положительное в развитии обучающегося как личности;
принцип гуманизма и здоровьесбережения в решении задач оптимизации качества реализации доступной образовательной среды в образовательной организации;
принцип научности и достоверности в оптимизации качества реализации доступной образовательной среды в образовательной организации;
принцип устойчивости развития личности в деятельности и общении, в коллективе и самовыражении, самоактуализации и самоутверждении и пр.
Формы, методы организации доступной образовательной среды, условия оптимизации качества развития личности
Формы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – организационные мероприятия, в структуре которых определены основы и качество решения задач развития личности через системность и всеобщность средового подхода к развитию личности, гарантирующих успешность и доступность получения всех необходимых образовательных услуг и удовлетворения всех гносеолого-
деятельностных потребностей развивающейся личности. К таким формам относятся всевозможные возрастосообразные дидактические и интеллектуальные игры; психорелаксационные беседы; адаптивные формы самопрезентации и самовыражения на уроках и внеурочное время; возрастосообразные праздники, конкурсы и смотры и пр.
Методы организации доступной образовательной среды в образовательной организации – пути, способы включения личности в систему сосуществования личности обучающегося в образовательной организации благодаря созданным средствам развития и социализации, самореализации и самоактуализации личности.
Педагогические условия оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде – совокупность доминирующих положений, системность составления которых позволяет повысить качество решения задач развития личности обучающегося в доступной образовательной среде и через ее продукты самоорганизации:
создание системы приоритетов и целедетерминированных способов оптимизации качества постановки и решения задач хочу, могу, надо, есть в системе учета всех составных развития личности и нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в образовательной организации;
популяризация идей и ценностей гуманизма и здоровьесбережения, самовыражения и самосовершенствования, общения и сотрудничества, поддержки и взаимопомощи;
единство и акмеперсонификация деятельности педагогов, психологов, медицинских работников и родителей обучающихся;
стимулирование педагогического коллектива к обновлению средств и методов, форм и технологий развития личности обучающегося в доступной образовательной среде;
внедрение в работу образовательной организации портфолио обучающегося как продукта и решения адаптивного обучения и самоанализа качества решения задач деятельности и общения и пр.
Заключение
Качество включения личности обучающегося в процесс развития и получения образования в образовательном учреждении определяется на различных составных реализуемой обучающимся деятельности – самочувствии обучающегося, желании учиться, общаться в школе, желании быть включенным в коллективные мероприятия, посещать театр, смотреть новые спектакли, слушать музыку, помогать соклассникам, обучающимся, родителям и педагогам, посещать школьную библиотеку, участвовать в делах школы и пр.
Современная педагогика определяет возможность построения социально-образовательных мероприятий и технологий взаимодействия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе новых достижений, гарантирующих личности поэтапное достижение персонифицированно доступных и социально востребованных результатов на протяжении всего периода развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося – два конструкта и продукта современного развития и образовательного выбора, раскрывающих особенности современного сосуществования личности и общества в двух взаимодополняемых и многофункциональных направлениях развития – личность для общества и общество для личности.
1. Abashina N. N. Pedagogical support as a humane technology of personal development. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Novye obrazovatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniia v vuze, 2012, 9(11): 10-13. (In Russ.)
2. Albitova E. P. Modern sounding concepts "pedagogical support" in education. European Social Science Journal, 2013, (4): 28-34. (In Russ.)
3. Gapienko T. A., Kozyrev N. A., Mitkina E. V. Pedagogical support and facilitation in the development model within the system of continuous education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, (2): 5-10. (In Russ.)
4. German Yu. L. The essence of the concept of "pedagogical support". Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, 2011, (4): 79-83. (In Russ.)
5. Gubanova A. V. Pedagogical support to establishment and development of professional self-consciousness in gifted senior school pupils during educational process. Omskii nauchnyi vestnik, 2006, (7): 301-305. (In Russ.)
6. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Education in the professional training of teachers. Moscow: MIFI, 2017, 400. (In Russ.)
7. Konovalov S. V., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Theoretization in pedagogical science: the general scientific and general professional aspects. Business. Education. Law, 2018, (4): 376-385. (In Russ.) DOI:https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.409
8. Gutak O. Ya., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Professionalism as a product of personalized development and continuous education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, (1): 10-14. (In Russ.)
9. Mitkina E. V., Sorokin S. V., Svinarenko V. G. Pedagogical support of the student: models and technologies. Moscow: MIFI, 2017, 120. (In Russ.)
10. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education. Moscow: MIFI, 2014, 92. (In Russ.)
11. Sud'ina L. N., Kozyreva O. A. Pedagogical support of the future teachers in adaptive learning environment as a resource of socialization and self-realization. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2016, (1): 152-156. (In Russ.)
12. Tumanova T. N., Kozyrev N. A., Mitkina E. V. Pedagogical support as a model and product of pedagogical activity and continuous education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2018, (2): 25-30. (In Russ.)
13. Shchur E. D. Pedagogical support in a multicultural social and educational space. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2012, (3): 470-475. (In Russ.)
14. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Boikova I. V., Gutak O. Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students. Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018, 17. DOI: http://seo4u.link/10.2412/mmse.34.90.847.