Moscow, Moscow, Russian Federation
Many Russian regions depend on gratuitous transfers from the federal center. These regions lag behind the average Russian level of economic development and standard of living, which creates uneven prerequisites for economic growth. In addition, such regions attract no investments, and the effectiveness of the use of federal money is often impossible to assess. These conditions lead to inequal economic development, living standards, and welfare in different regions, which creates social tension and hinders the economic growth of the whole country. The research relied on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by V.L. Kvint, Foreign Member of the Russian Academy of Sciences and Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, whose projects have been successfully implemented in a number of regional and sectoral strategies. According to the general methodology of strategizing, new opportunities are determined by analyzing global, sectoral, and regional trends. The present research featured the subsidized region of the Kabardino-Balkarian Republic. The proposed term of subsidized economic condition made it possible to take into account the peculiarities of such regions during strategizing. The author developed some tools for assessing the effectiveness of the Kabardino-Balkarian Republic’s exit strategy from subsidized economy. The main strategic priority was to improve the quality of life in the region, as well as to increase the level of its financial independence. Conclusion. The analysis made it possible to identify and substantiate the theoretical features of strategizing the exit from subsidized economy, as well as to develop some tools for assessing the effectiveness of this strategy for the Kabardino-Balkarian Republic.
strategizing, region, regional development, subsidized economic condition, financial independence, quality of life
ВВЕДЕНИЕ
1 Ansoff H. I. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. Ann Arbor: McGraw-Hill, 1965. 241 p.
2 Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
3 Chandler A. D. Strategy and structure: Chapters in the history of the American industrial enterprise. New York: Beard Books, 1962. 480 p.
4 Andrews K. R. The concept of corporate strategy. Homewood: Dow, Jones-Irwin, 1971. 245 p.
5 Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press, 2008. 436 p.
6 Peters T. J., Waterman R. H. In search of excellence: Lessons from America’s best-run companies. New York: Harper and Row, 1982. 392 p.
7 Rumelt R. The evaluation of business strategy. New York: McGraw-Hill, 1980.
Высокая дивергенция социально-экономичес-
кого развития регионов в России формирует
большое количество регионов, зависящих от
безвозмездных поступлений из федерального
центра. Это создает дополнительные ограни-
чения для экономического роста. Регионы,
зависимые от дотаций и других безвозмезд-
ных перечислений, нуждаются в стратегии,
способной вывести их экономику из дотацион-
ного экономического состояния. Для подобных
регионов, в условиях ограниченности ресур-
сов, реализация стратегических приорите-
тов должна концентрироваться на повышении
уровня финансовой самостоятельности и ка-
чества жизни населения региона. В связи
с этим изучение методологических особеннос-
тей формирования стратегических приоритетов,
целей и задач, способных вывести экономику
региона из дотационного состояния, обосновы-
вает актуальность и важность выбранной темы
научного исследования.
В экономической науке вопросы стратегиро-
вания нашли отражение в стратегическом ме-
неджменте и теории формирования корпо-
ративных стратегий1,2. Развитие концепции кор-
поративной стратегии рассматривалось ря-
дом исследователей. Одним из них является
А. Д. Чандлер, который предполагал, что стра-
тегия – это определение долгосрочных целей
и задач компании, принятие мер и распределе-
ние необходимых ресурсов для их достижения3.
Согласно К. Р. Андрюусу стратегия – это модель
целей, политики, задач и планов по их достиже-
нию, сформулированная таким образом, чтобы
они определяли, в каком бизнесе находится или
будет находиться компания4. Исходя из подхода
М. Портера, стратегия состоит в том, чтобы
выбрать набор видов деятельности, в которых
компания выделяется для создания устойчивой
разницы на рынке; дифференциация возникает
из выбранных видов деятельности и того,
как они осуществляются5. Следуя этому подходу,
Т. Дж. Питерс и Р. Х. Уотерман утвержда-
ют, что ключи к совершенству связаны с сосре-
доточением внимания на людях, клиентах
и действиях6. Для Р. Румельта хорошая
стратегия – это последовательный набор анализа,
концепций, политики, аргументов и действий,
которые дают ответы на проблему высокого
риска7. Представленные подходы рассматривают
стратегию только в плоскости корпоратив-
ного развития. Поэтому ограничивают возмож-
ность применения данных формулировок
в процессе разработки стратегии выхода региона
из дотационного экономического состояния.
Подобный подход ограничивает значимость
стратегии как науки в экономическом раз-
витии отдельных субъектов. По этим при-
335
Мидов А. З. Стратегирование выхода региона...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Vol 2. No 3
чинам дефиницию «стратегия» необходимо
рассматривать наиболее широко.
Согласно теории стратегии В. Л. Квинта
стратегию следует понимать как результат
критического анализа внешней и внутренней
среды, существующих прогнозов будущих
условий, глубоких знаний и интуиции,
направленных на формулирование и развитие
доктрины, которая обеспечит долгосрочный
успех при ее последовательной и полной
реализации8. Стратегия – молодая наука, кото-
рая включает в себя как экономические,
так и философские аспекты, которые про-
слеживаются в фундаментальных трудах9.
Отечественная школа стратегирования фор-
мировалась в парадигме стратегического пла-
нирования – фундаментальной части развития
теории и практики стратегии. Вклад в теорию
стратегического планирования внесли труды,
посвященные стратегическим аспектам раз-
вития регионов и специфике развития их
типов, а также особенностям управления
в процессе реализации региональных страте-
гий10,11,12. Роль стратегии как важнейшего ин-
струмента для долгосрочного экономического
роста в России и регионах прослеживается
в работах С. Ю. Глазьева и А. И. Татаркина13,14
Отдельно следует выделить работы В. Л. Квинта,
который считается основоположником теории
стратегии и методологии стратегирования как
отдельной области экономической науки15.
Региональные стратегические документы
в России разрабатываются в соответствии
с Федеральным Законом «О стратегичес-
8 Квинт В. Л. Бизнес и стратегическое управление. СПб.: СПбГУП, 2010. 36 с.
9 Квинт В. Л. Вглядываясь в будущее: изыскания пророков, предсказателей, лидеров и стратегов. СПб.: РАНХиГС, 2018. 28 с.
10 Минакир П. А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. 224 с.
11 Абалкин Л. И. Конечные народнохозяйственные результаты: Сущность, показатели, пути повышения. М.: Экономика, 1982. 183 c.
12 Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981. 71 с.
13 Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 254 с.
14 Татаркин А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов //
Экономика региона. 2014. Т. 37. № 1. С. 9–33. https://doi.org/10.17059/2014-1-1
15 Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015.
Т. 79. № 7. С. 6–11.
16 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
17 Постановления Правительства РФ от 8.08.2015 № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректи-
ровки стратегий социально-экономического развития макрорегионов».
ком планировании в Российской Федерации»
от 28.06.2014 № 172-ФЗ16. В главе 8 данного
документа приводятся порядок и методология
разработки стратегий социально-экономического
развития для субъектов Федерации17. Согласно
данному постановлению стратегия социально-
экономического развития макрорегиона содер-
жит следующие разделы:
– основные тенденции социально-экономичес-
кого развития макрорегиона на основе
анализа его социально-экономического по-
ложения;
– основные проблемы и вызовы;
– цель, задачи и приоритеты;
– основные направления;
– сценарии;
– механизмы и инструменты реализации основ-
ных направлений, меры государственной
поддержки, в том числе преференциальные
режимы;
– целевые показатели социально-экономичес-
кого развития макрорегиона.
Генеральная цель разработки стратегии в нор-
мативно-правовом документе – снижение тер-
риториальной дифференциации. Постановка
подобной генеральной цели является не-
правильной с точки зрения стратегического
развития, ввиду того что конечными пользовате-
лями стратегии должны быть люди, живущие
на территории субъекта РФ. Соответственно,
генеральной целью стратегии экономическо-
го и социального развития региона должно
быть повышение качества жизни населения.
Достижение подобной цели невозможно без
336
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Том 2. № 3
фундаментального подхода к формированию
документа стратегии экономического и социаль-
ного развития региона.
В силу широкого признания международной
экономической общественностью, а также многолет-
него и успешного практического применения
в разработке стратегических документов в данной
работе использована методология разработки
и реализации стратегии академика В. Л. Квинта18.
Согласно этой методологии разработка любой
стратегии начинается с детального анализа
глобальных трендов и закономерностей, кото-
рые либо уже влияют, либо будут влиять
на объект стратегирования19. Анализ гло-
бальных стратегических тенденций необходим
для формирования глобального прогноза, ко-
торый затем дополняется региональными
и отраслевыми. В процессе формирования гло-
бальных, региональных и отраслевых прогнозов
эффективно применение методов математи-
ческого моделирования, в частности агент-
ориентированных моделей20,21. Рассматривая ре-
гион как объект стратегирования, необхо-
димо понимать, что определенная террито-
рия, для которой разрабатывается страте-
гия, является частью экономической системы
всей страны, а страна является частью миро-
вой экономической системы. Поэтому в
условиях рыночных и открытых экономичес-
ких взаимоотношений правильное определе-
ние глобальных тенденций и закономерностей,
которые будут влиять на развитие региона
и мира в долгосрочной перспективе, позволит
сформировать долгосрочную стратегию22.
18 Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок – влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний // Эффективное
антикризисное управление. 2012. Т. 72. № 3. С. 50–61.
19 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
20 Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3.
С. 76–90. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
21 Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с.
22 Как будет развиваться экономика России? / В. В. Ивантер [и др.] // Инновации. 2013. Т. 171. № 1. С. 3–12.
23 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
24 Хворостяная А. С. Разработка стратегии развития инновационно-инвестиционного проекта в индустрии моды // Administrative Consulting.
2018. Т. 4. № 2. С. 36–40.
25 Pottier P. Axes de communication et development economique // Revue economique. 1963. Vol. 14. № 1. P. 58–132.
26 Квинт В. Л. Глобальные экономические тенденции: анализ и перспективы // Экономика и управление. 2012. Т. 77. № 3. С. 4–6.
Завершающим этапом прогнозирования яв-
ляется стратегический анализ внешней и внут-
ренней среды и создание их объективной
характеристики23. Анализ внешней среды
региона должен начинаться с анализа при-
родных ресурсов и экологических факторов
ограничения их использования. Следующий
этап – анализ трудовых ресурсов, сущест-
вующих производственных мощностей и
капитала. Завершающим фактором анализа
внешней среды являются технологические
и научные достижения, которые имеют высокую
значимость в долгосрочной перспективе и
могут формировать устойчивые стратегические
возможности для развития региона. Анализ
внешней среды по базовым экономическим
факторам позволит выявить совокупность
возможностей и угроз развития региона
в структуре национальной экономической сис-
темы24. Важность анализа внешней среды
обосновывается большим влиянием кумуля-
тивного эффекта в распространении эконо-
мического развития территориальных образо-
ваний. Как подтверждается в теоретических
и практических работах, развитие региона
зависит от точек роста: чем ближе регион
расположен к ним, тем больше стратегических
возможностей появляется для экономическо-
го развития25. Соответственно, анализ внешней
среды позволяет выявить тенденции и законо-
мерности, которые влияют на соседние регионы
и которые в долгосрочной перспективе возможно
использовать как драйвер экономического
роста26.
337
Мидов А. З. Стратегирование выхода региона...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Vol 2. No 3
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения формирования государственной
политики и бюджетного федерализма регионы
можно разделить на доноров и реципиентов.
Регионы-доноры характеризуются высокой
степенью бюджетной автономии и имеют
уровень социально-экономического развития
выше показателей по стране в целом27. Регионы-
реципиенты (дотационные) имеют высокую
зависимость бюджета от безвозмездных пос-
туплений из федерального центра, а также низкие
темпы роста экономики регионов. В России
наблюдается превалирующее количество ре-
гионов-реципиентов, уровень развития кото-
рых колоссально различается. Подобные
регионы можно сравнить с классификацией,
представленной выше, и отнести к виду
проблемных регионов (А. Г. Гранберг). Однако
с точки зрения стратегирования подобная
классификация не дает понимания особенностей
подхода и формирования стратегии развития.
Таким образом, на основании выше-
приведенного анализа причин дифференциа-
ции регионального развития, а также проблем
межбюджетных взаимоотношений под дотацион-
ным регионом можно понимать субъект РФ,
доходы бюджета которого формируются за счет
безвозмездных поступлений из федерального
центра.
Следуя данной логике, дотационное эконо-
мическое состояние – это продолжительный зас-
той социально-экономического уровня разви-
тия региона при высокой степени зависимости
регионального бюджета от федеральных без-
возмездных трансфертов. Для дотационного
экономического состояния характерны низкий
уровень качества жизни населения по стране
и отстающие темпы развития экономики региона.
Дотационное экономическое состояние яв-
ляется целостным термином для страте-
гирования по сравнению с другими под-
27 Аганбегян А. Г. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов России (методические заметки) // Среднерусский
вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 15–28. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2019-14-4-15-28
28 Составлено автором.
ходами к определению проблемных типов
регионов. Основное отличие от подходов,
рассмотренных ранее, – это учет специфики
ограниченности ресурсов в данной дефиниции,
а также обоснование низкого уровня социально-
экономического развития в регионе (рис. 128).
Следует учесть фактор времени при примене-
нии данной терминологии, т. к. дотационное
экономическое состояние предполагает конеч-
ность подобной ситуации и переход в развитые
фазы экономического развития при планомерной
и последовательной реализации стратегии.
Следует отметить особенности стратегиро-
вания выхода регионов из дотационного эко-
номического состояния. При формировании
стратегических документов следует учитывать
условия ограниченности ресурсов и конкурент-
ных преимуществ для реализации стратегических
приоритетов. Именно по этой причине следует
сфокусироваться на тех стратегических прио-
ритетах, которые улучшают качество жизни
населения подобных регионов. При последо-
вательной и успешной реализации стратегии
выхода региона из дотационного экономичес-
кого состояния и улучшения социально-эконо-
мических показателей подходы к формиро-
ванию стратегии и концентрации на определен-
ные ресурсы будут меняться. Соответственно,
необходимо будет предложить стратегию
социально-экономического развития, ориентиро-
ванную на более широкий выбор конкурентных
преимуществ и ресурсов для их реализации, ко-
торые возникли благодаря выполнению стра-
тегии выхода региона из дотационного эконо-
мического состояния.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве анализируемого региона была выб-
рана Кабардино-Балкарская Республика (КБР)
из-за прикладного и научного интереса в
изучении региона, не обладающего явными
338
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Том 2. № 3
конкурентными преимуществами. Выбор дан-
ного региона как объекта исследования и ап-
робации предложенной методологии форми-
рования стратегии экономического и социаль-
ного развития обусловлен сильной зависимостью
экономики региона от федеральных трансфертов
и продолжительно низким уровнем показателей
социального и экономического развития.
Кабардино-Балкарская Республика входит
в Северо-Кавказский федеральный округ. По
данным Росстата за 2019 г. численность
населения составила 868,4 тыс. человек29. На
территории республики проживают пред-
ставители различных национальностей: кабар-
динцы (57,2 %), русские (22,5 %), балкарцы
(12,7 %) и остальные народы (7,6 %)30. Офи-
циальными языками являются русский, кабар-
динский и балкарский. Столица – город Нальчик.
В Кабардино-Балкарской Республике дей-
ствует Стратегия социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской Республики
до 2040 г., которая принята распоряжением
правительства КБР от 30.04.2019 № 251-рп31.
Данный документ является переделанным ва-
риантом стратегии развития КБР до 2030 г.,
29 Регионы России. Социально-экономические показатели 2020: Статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 1242 с.
30 Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.04.2022 )
31 Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года. URL: https://economy.kbr.ru/upload/medialibrary/
ffa/251_rp2019.pdf (дата обращения: 20.04.2022)
которая была принята в 2006 г., но целе-
вые задачи которого не были достигнуты.
Для формулирования рекомендаций и предло-
жений по стратегированию выхода Кабардино-
Балкарской Республики из дотационного эко-
номического состояния следует понять, почему
действующий документ не отвечает данным
критериям. Для этой цели проведен критический
анализ структуры и методологии данного
документа.
Стратегия социально-экономического раз-
вития Кабардино-Балкарской Республики до
2040 г. состоит из следующих разделов:
– Раздел I. Оценка социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской Респуб-
лики;
– Раздел II. Цели, задачи и основные направ-
ления социально-экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики;
– Раздел III. Сценарии социально-экономичес-
кого развития Кабардино-Балкарской Респуб-
лики;
– Раздел IV. Основные инструменты и меха-
низмы реализации стратегии.
Дотационное экономическое состояние
Дотационные
регионы
Регионы
реципиенты
Слаборазвитые
регионы
Депрессивные
регионы
Отсталые регионы
Характеризуют
финансовую
самостоятельность
Характеризуют
экономическое
состояние
Стратегический фактор времени
Рис. 1. Концептуальная схема
факторов, формирующих
дотационное экономическое
состояние региона
Fig.1. Factors that form the subsidized
economic condition of the region
339
Мидов А. З. Стратегирование выхода региона...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Vol 2. No 3
Возможности Угрозы
Развитие образовательных технологий
Развитие онлайн-образования
Высокая доля населения моложе трудоспособного возраста
Слабый уровень школьного образования
«Утечка мозгов»
Сильные стороны Слабые стороны
Наличие в регионе вузов и сильной системы высшего
образования
Интеграция образовательных технологий в образовательный
процесс
Слабый уровень школьного образования
Несоответствие подготовки специалистов
среднего и высшего звена требованиям рынка
труда
Рис 2. OTSW-анализ системы образования Кабардино-Балкарской Республики
Fig 2. OTSW analysis of the education system of the Kabardino-Balkarian Republi
Анализируя структуру документа, можно
увидеть нарушение порядка и усиленную
обобщенность разделов, что является слабой
стороной документа. В Разделе I проводится
детальный анализ внутренней среды и проблем
КБР, но упускаются глобальные возможности
и угрозы, а также глобальные стратегические
тенденции, которые могут повлиять на развитие
региона в долгосрочной перспективе. Данный
раздел завершается SWOT-анализом, который
повторят анализ из документа 2006 г. Например,
одним из пунктов возможностей в данном анализе
является устойчивый экономический рост России,
в то время как темпы роста ВВП РФ отстают
от мирового последние несколько лет32.
Раздел II рассматривается в 2 блоках:
основные направления развития социальной
сферы и основные направления экономического
развития Кабардино-Балкарской Республики.
В документе отсутствует сформулированная
миссия и видение. Стратегические приоритеты
сформулированы как «направления развития»,
которые не имеют должного обоснова-
ния и не подкреплены конкурентными пре-
имуществами, выявленными из анализа внеш-
ней и внутренней среды. Цели и задачи
расписаны под каждое «направление». Однако
при определении количественных характерис-
тик задач в документе не указывается
32 Эксперты спрогнозировали экономике России отставание от среднемировых темпов роста. URL: https://www.forbes.ru/finansy/443143-eksperty-
sprognozirovali-ekonomike-rossii-otstavanie-ot-srednemirovyh-tempov-rosta (дата обращения: 20.04.2022)
ресурсная обеспеченность реализации стра-
тегических целей и задач. Кроме этого,
в документе не рассматривается общественная
и экономическая эффективность от реализации
предложенных мероприятий.
В разделе III предлагается два стратегичес-
ких сценария развития Кабардино-Балкарс-
кой Республики: первый (целевой) выступает
как инвестиционно ориентированный вариант,
второй (базовый) предполагает инерционный
тип развития под воздействием неблагоприят-
ных факторов. В определении стратегических
сценариев развития допущена ошибка в реко-
мендации инерционного подхода к развитию,
т. к. данный подход не предполагает развитие
совсем. Долгосрочное стратегическое развитие
и выход из дотационного экономического
состояния требует инновационных и эффектив-
ных подходов к достижению стратегичес-
ких приоритетов развития. Другие подходы
в условиях ограниченности ресурсов будут
терпеть неудачу.
В разделе IV рассматриваются основные ин-
струменты и механизмы реализации стратегии.
Данному разделу уделено мало материала, кото-
рый не раскрывает систему инструментов реа-
лизации стратегии, нет сформированных дорож-
ных карт реализации стратегии и предложенных
340
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Том 2. № 3
инструментов оценки эффективности реализации
стратегии.
Критический анализ документа показывает
важность фундаментального подхода к форму-
лированию базовых элементов стратегии выхода
экономики Кабардино-Балкарской Республики
из дотационного экономического состояния.
Обоснование и формулирование стратегических
приоритетов должны учитывать ограниченность
ресурсов в процессе реализации стратегии.
Именно поэтому необходимо сконцентрировать-
ся на тех приоритетах, которые способствуют
повышению качества жизни и повышению фи-
нансовой самостоятельности региона.
Поиск стратегических возможностей в отрас-
лях, развитие которых повышает качество жизни
населения региона, можно систематизировать
в виде OTSW-анализа (рис. 2 и 333).
На основе базовых элементов концепции
стратегии развития Кабардино-Балкарской Рес-
публики удалось сформулировать стратеги-
ческие приоритеты, которые подкреплены кон-
курентными преимуществами:
– приоритет 1: повышение человеческого капи-
тала населения;
– приоритет 2: развитие малого и среднего пред-
принимательства за счет стимулирования
оптовой и розничной торговли;
33 Рисунки 2 и 3 составлены автором.
– приоритет 3: стратегическая диверсификация
экономики;
– приоритет 4: развитие туристско-рекреаци-
онного кластера;
– приоритет 5: обеспечение стратегической
безопасности.
Из-за условий сильной ограниченности ре-
сурсов для реализации стратегии экономичес-
кого и социального развития дотационного
региона необходимо сформировать систему
оценки эффективности реализации стратеги-
ческих приоритетов.
Инструментарий оценки эффективности реали-
зации стратегии выхода Кабардино-Балкарской
Республики из дотационного экономического
состояния должен ориентироваться на факторы,
влияющие на качество жизни населения, а
также на уровень финансовой самостоятель-
ности региона. По результатам проведенного
исследования качество жизни населения оцени-
вается с помощью сводного интегрального инди-
катора, который делится на качество населения,
уровень благосостояния, качество социальной
сферы и качество экологической ниши.
На уровень финансовой самостоятельности
в дотационном регионе влияет набор факторов,
характеризующих бюджетную обеспеченность,
которая формируется следующими показателями:
Рис. 3. OTSW-анализ отрасли «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в Кабардино-Балкарской Республике
Fig 3. OTSW-analysis of the wholesale and retail trade, repair of vehicles, motorcycles, household, and personal
items in the Kabardino-Balkarian Republic
Возможности Угрозы
Глобализация и развитие мировой торговли
Развитие интернет-торговли
Низкий порог входа для предприятий МСП
Высокая конкуренция на рынке электронной коммерции
Сильные стороны Слабые стороны
Успешный опыт интеграции мировых практик
Удобное географическое положение
Высокая плотность автомобильных дорог
Слабый уровень развития оптовой и розничной торговли
Слабый уровень развития малого предпринимательства
в регионе
341
Мидов А. З. Стратегирование выхода региона...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Vol 2. No 3
доля налоговых доходов в КБС (БО1); раз-
мер ДВБО относительно налоговых доходов
(БО2); степень покрытия расходов КБС нало-
говыми доходами (БО3); уровень покрытия
расходов КБC безвозмездными поступлени-
ями (БО4); уровень покрытия расходов кон-
солидированного бюджета его налоговыми
и неналоговыми доходами (БО5); отношение
безвозмездных поступлений к доходам КБС
(БО6); уровень занятости (ЭС1); доля просро-
ченной кредиторской задолженности (ЭС2);
доля населения с доходами ниже прожиточного
минимума (ЭС3); уровень налогообложения обо-
рота организаций (ЭС4). Для простоты изло-
жения разделили систему показателей «бюд-
жетной обеспеченности» на 2 группы: пока-
затели бюджетной обеспеченности (БО) и пока-
затели экономической стабильности (ЭС)
и оценили эффект приоритета повышения уровня
человеческого капитала.
ВЫВОДЫ
Сформулированные базовые элементы концеп-
ции стратегии выхода Кабардино-Балкарской
Республики из дотационного экономического
состояния обосновывают роль выявленных
стратегических приоритетов для обеспечения
повышения качеств жизни населения ре-
гиона и увеличения уровня финансовой
самостоятельности. Рассмотрение стратеги-
ческих приоритетов без взаимной зависимости
упомянутых факторов не позволит добиться
эффективных результатов для региона. Посте-
пенная реализация стратегических приори-
тетов должна увеличивать финансовую са-
мостоятельность региона, тем самым создавая
дополнительные ресурсы для повышения
качества жизни населения. Оценку эффектов
от реализации стратегических приоритетов
на повышение качества жизни и увеличение
финансовой самостоятельности Кабардино-
Балкарской Республики можно представить
Рис. 4. Концептуальная схема оценки эффективности реализации стратегических приоритетов
Кабардино-Балкарской Республики
Fig. 4. Conceptual scheme for assessing the effectiveness of the strategic priorities of the Kabardino-Balkarian
Republic
Приоритет 1 Приоритет 2 Приоритет 3 Приоритет 4 Приоритет 5
Увеличение качества жизни населения
Качество населения
Увеличение
продолжительности жизни
Увеличение показателей
здоровья
Уровень благосостояния
Увеличение доходов
население
Стимулирование
экономического роста
Качество социальной сферы
Сокращение уровня
безработицы
Снижение уровня
преступности
Качество экологической ниши
Развитие принципов «зеленной
экономики»
Увеличение уровня финансовой
самостоятельности
Бюджетная обеспеченность
− Увеличение налоговых поступлений
− Создания новых рабочих мест
Экономическая стабильность
− Диверсификация экономической структуры
− Повышение производительности труда
342
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
2022. Том 2. № 3
в виде концептуальной схемы. На данной схеме
выделены основные эффекты и взаимосвязь
реализации стратегических приоритетов (рис. 4).
Таким образом, реализация предложенных стра-
тегических приоритетов Кабардино-Балкарской
Республики позволит обеспечить повышение каче-
ства жизни за счет влияния на показатели блочных
интегральных индикаторов. Полученные эффекты
от увеличения продолжительности жизни и здоро-
вья населения будут способствовать формирова-
нию положительной демографической обстановки
в регионе, которая окажет влияние на показатели
блока ИИ «Качество населения». Важнейшим
показателем для увеличения качества жизни ста-
нет повышение доходов населения, которое отра-
жено в блочном ИИ «Уровень благосостояния».
Полученные эффекты от сокращения безработицы
и снижения уровня преступности будут улучшать
социальную обстановку в регионе, которое можно
мониторить через ИИ «Качество социальной сфе-
ры». Также развитие зеленной экономики будет
способствовать созданию благоприятных условий
для жизни и здоровья населения, которое отражено
в ИИ «Качество экологической ниши». Данные
индикаторы могут служить инструментами оценки
и мониторинга эффективности реализации стра-
тегии выхода Кабардино-Балкарской Республики
из дотационного экономического состояния. Если
данные значения показателей не увеличиваются,
то необходимо скорректировать задачи и страте-
гические сценарии для наилучшего достижения
сформулированных стратегических приоритетов.
Реализация стратегических приоритетов поз-
волит увеличить уровень финансовой самос-
тоятельности Кабардино-Балкарской Республики
и будет способствовать выходу из дотационного
экономического состояния за счет увеличения
налоговой базы и диверсификации экономической
структуры региона.
1. Abalkin LI. Konechnye narodnokhozyaystvennye rezulʹtaty: Sushchnostʹ, pokazateli, puti povysheniya [Final national economic results: Essence, indicators, and improvement prospects]. Moscow: Ehkonomika; 1982. 183 p. (In Russ.)
2. Aganbegyan AG. Analysis and forecasting of socio-economic development of regions (methodical notes). Central Russian Journal of Social Sciences. 2019;14(4):15-28. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2071-2367-2019-14-4-15-28
3. Aganbegyan AG. Upravlenie i ehffektivnostʹ [Management and efficiency]. Moscow: Ehkonomika; 1981. 71 p. (In Russ.)
4. Bakhtizin AR. Agent-orientirovannye modeli ehkonomiki [Agent-based models of economy]. Moscow: Ehkonomika; 2008. 279 p. (In Russ.)
5. Glazʹev SYu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh globalʹnogo krizisa [Russia's advanced development strategy in the conditions of the global crisis]. Mosow: Ehkonomika; 2010. 254 p.
6. Ivanter VV, Phelps ES, Kvint VL, Maksimtsev IA, Alferov ZhI. How will Russia's economy develop? Innovations. 2013;171(1):3-12. (In Russ.)
7. Kvint VL. Biznes i strategicheskoe upravlenie [Business and strategic management]. St. Petersburg: SPbGUP; 2010. 36 p. (In Russ.)
8. Kvint VL. Vglyadyvayasʹ v budushchee: izyskaniya prorokov, predskazateley, liderov i strategov [Looking to the future: prophets, soothsayers, leaders, and strategists]. St. Petersburg: RANKhiGS; 2018. 28 p. (In Russ.)
9. Kvint VL. Global economic trends: analysis and perspectives. Economics and Management. 2012;77(3):4-6. (In Russ.)
10. Kvint VL. Globalʹnyy formiruyushchiysya rynok - vliyanie na strategiyu Rossii i strategicheskoe razvitie rossiyskikh kompaniy [Global emerging market and its impact on Russian strategy and strategic development of Russian companies]. Ehffektivnoe antikrizisnoe upravlenie [Effective Crisis Management]. 2012;72(3):50-61. (In Russ.)
11. Kvint VL. To the analysis of the formation of a strategy as a science. Vestnik TSEHMI [Bulletin of the Central Institute of Economics and Mathematics]. 2018;(1). (In Russ.) https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
12. Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
13. Kvint VL. Development of strategy: Scanning and forecasting of external and internal environments. Administrative Consulting. 2015;79(7):6-11. (In Russ.)
14. Minakir PA. Ehkonomicheskoe razvitie regiona: programmnyy podkhod [Economic development of the region: program approach]. Moscow: Nauka; 1983. 224 p. (In Russ.)
15. Makarov V, Ayvazyan S, Afanasyev M, Bakhtizin A, Nanavyan A. Modeling the development of regional economy and an innovation space efficiency. Forsajt. 2016;10(3):76-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
16. Tatarkin AI. Dialectics of public and market regulation of a region and municipality socio-economic development. Economy of Regions. 2014;37(1):9-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17059/2014-1-1
17. Khvorostyanaya AS. The development strategy of innovative investment project in the fashion industry. Administrative Consulting. 2018;4(2):36-40. (In Russ.)
18. Andrews KR. The concept of corporate strategy. Homewood: Dow, Jones-Irwin; 1971. 245 p.
19. Ansoff HI. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. Ann Arbor: McGraw-Hill; 1965. 241 p.
20. Chandler AD. Strategy and structure: Chapters in the history of the American industrial enterprise. New York: Beard Books; 1962. 480 p.
21. Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
22. Peters TJ, Waterman RH. In search of excellence: Lessons from America’s best-run companies. New York: Harper and Row; 1982. 392 p.
23. Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press; 2008. 436 p.
24. Pottier P. Axes de communication et development economique. Revue economique. 1963;14(1):58-132.
25. Rumelt R. The evaluation of business strategy. New York: McGraw-Hill; 1980.