ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В МАТЕРИАЛАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются первые итоги реализации норм, предоставляющие возможность пере­распределения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в пользу органов государственной власти субъектов РФ. Отмечается, что механизм, предусмотренный в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2014 г., не получил широкого научного теоретического осмысления, обобщения, и анализ правоприменительной практики по данной категории дел только начинает формироваться. Проведенное исследование, выполненное с учетом анализа законов субъектов РФ, решений судов разной юрисдикции, позволяет прийти к выводу, что органы государственной власти субъектов РФ, осуществляя свои дискреционные полномочия, поступают весьма хаотично. Критерии целесообразности, эффективности перераспределения полномочий не сформированы, а имеющиеся примеры свидетельствуют, скорее, об умалении местного самоуправления, нарушении конституционного принципа доверия к власти, закрепленного в ст. 75.1 Конституции РФ. Изъятие полно­мочий органами государственной власти субъектов РФ в определенной степени соответствует их интересам и создает определенные препятствия для долгосрочного планирования развития муниципального образования органами местного самоуправления. Анализ содержания законов субъектов РФ и право­применительной практики показывает, что институт перераспределения полномочий в существующем виде идет вразрез с конституцион­ными принципами по поддержанию доверия к власти, приводит к умалению местного самоуправления.

Ключевые слова:
перераспределение полномочий, наделение полномочиями, изъятие полномочий, предметы ведения, вопросы местного значения, компетенция местного самоуправления, градостроительная сфера, развитие территории, принцип доверия в праве
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бабичев И. В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ. Конститу­ционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 51–57. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-2-51-57

2. Кухаренко Л. В. Трансформация полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в связи с принятием Закона № 494-ФЗ. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 5. С. 87–93. https://www.elibrary.ru/mzjtap

3. Гаврилов Е. В. О некоторых проблемах федерального законодательного регулирования перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4. С. 17–20.

4. Гриценко Е. В. Муниципальная реформа в фокусе решений Конституционного Суда России: новое в материально-правовых и процессуальных подходах. Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5. С. 43–71. https://doi.org/10.21128/1812-7126-2016-5-43-71

5. Шугрина Е. С. Некоторые особенности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Конституционно-правовые проблемы эффективной власти в России и зарубежных государствах, ред. А. А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 214–231.

6. Бялкина Т. М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы. Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 69–73. https://www.elibrary.ru/vwwcrz

7. Нанба С. Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования. Журнал российского права. 2016. № 6. С. 32–40. https://doi.org/10.12737/19763

8. Соловьёв С. Г. Правовой механизм перераспределения муниципальных полномочий – конец российских самоуправленческих иллюзий. Вестник Омской юридической академии. 2016. № 3. С. 10–16. https://doi.org/10.19073/2306-1340-2016-3-10-16

9. Шугрина Е. С. Кто осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, или опять о перераспределении полномочий. Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 71–75. https://www.elibrary.ru/xegkvz

10. Кожевников О. А. Дискуссионные вопросы права субъекта РФ перераспределять полномочия органов местного самоуправления в пользу органов государственной власти субъектов РФ через призму конституционно-­правовой и экономической основы местного самоуправления. Муниципальное имущество: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 53–56. https://www.elibrary.ru/wgppvp

11. Пешин Н. Л. К вопросу о допустимости перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 2. С. 44–48. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-2-44-48

12. Джагарян А. А., Джагарян Н. В. Функционально-правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект. Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 5. С. 94–115. https://doi.org/10.21128/1812-7126-2017-5-94-115

13. Уваров А. А. О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 3. С. 26–29. https://doi.org/10.18572/2072-4314-2021-3-26-29

14. Шугрина Е. С. Модели управления российскими агломерациями. Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 2. С. 39–43. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-2-39-43

15. Кокотов А. Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юристъ, 2004. 192 с. https://www.elibrary.ru/xbnsgv

16. Кокотов А. Н. Конституционный принцип доверия в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 5. С. 97–108. https://www.elibrary.ru/sxldsb

17. Бондарь Н. С. Правовая определенность – универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ). Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 4–11. https://www.elibrary.ru/okrlfh

18. Гаджиев Г. А., Коваленко К. А. Принцип правовой определенности в конституционном правосудии. Журнал конституционного правосудия. 2012. № 5. С. 12–20. https://www.elibrary.ru/pjsnaj

19. Нарутто С. В., Никитина А. В. Конституционный принцип доверия в современном российском обществе. Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 13–18. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2022-7-13-18

20. Комкова Г. Н. Взаимное доверие государства и общества – конституционный приоритет современной России. Взаимное доверие государства и общества в конституционном строе России: ХIII Междунар. Конституц. Форум. (Саратов, 15–17 декабря 2021 г.) Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 81–84. https://www.elibrary.ru/fuezve

21. Степкин С. П. Доктрина «доверие» в современном конституционном праве: возникновение, перспективы ее развития и оценки. Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 10. С. 30–44. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.155.10.030-044

22. Каменская Е. В. Взаимное доверие общества и государства. Взаимное доверие государства и общества в конституционном строе России: ХIII Междунар. Конституц. Форум. (Саратов, 15–17 декабря 2021 г.) Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 69–71. https://www.elibrary.ru/mrkvec

23. Кустов С. С. Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения. Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 6. С. 38–40. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2023-6-38-40

24. Шугрина Е. С. Основы местного самоуправления. Настольная книга депутата и муниципального служащего. Калининград: Полиграфычъ, 2023. 336 с. https://www.elibrary.ru/avhdwe


Войти или Создать
* Забыли пароль?