Новокузнецк, Россия
Кемерово, Россия
В статье представлена модель непрерывного профессионального развития специалистов на таких основных этапах, как школа, образовательное учреждение среднего и высшего образования, предприятие. Реализация модели направлена на профессиональную ориентацию школьников, формирование профессиональных компетенций и дальнейшее их развитие в образовательных учреждениях среднего и высшего образования, а также позволяет специалистам в более короткие сроки реализовывать карьерные треки на предприятии. Обеспечение текущей и перспективной потребности предприятия в профессиональных кадрах играет ключевую роль в достижении его стратегических целей по развитию производства, освоению новых продуктов, внедрению современных технологий. В свою очередь развитие региональной экономики напрямую связано с развитием базовых отраслей региона, кроме того, региональный рынок труда получает специалистов с высоким уровнем подготовки и адаптации, способных решать самые сложные задачи региональной экономики. Представленная модель предполагает высокий уровень взаимодействия всех заинтересованных сторон: работодателя, школ, техникумов, вузов, министерства образования региона, комитетов образования и науки городов. Показаны текущие результаты взаимодействия ЕВРАЗ Западно-Сибирского металлургического комбината с базовыми образовательными учреждениями, реализованные совместные проекты в 2022–2024 гг. и стратегические задачи на ближайшие годы.
образовательное учреждение, подготовка персонала, стажировка, профессиональное развитие, карьерный рост, конкурентоспособность персонала, региональное экономическое развитие
1. Квинт B. Л. Концепция стратегирования. 2-е изд. Кемерово: КемГУ, 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
2. Новикова И. В., Абросова О. Е., Бойко К. В. и др. Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса. Кемерово: КемГУ, 2020. 453 с. https://elibrary.ru/enxddv
3. Квинт В. Л., Алимурадов М. К., Астапов К. Л. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса. Кемерово: КемГУ, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9
4. Цивилев С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона. Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 281–289. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-281-289
5. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. Н. Новгород: РАНХиГС, 2014. 571 с.
6. Новикова И. B. Концепция стратегии занятости населения в цифровой экономике. Кемерово: КемГУ, 2020. 254 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2609-9
7. Силин Я. П., Коковихин А. Ю. Развитие цифровых компетенций трудовых ресурсов в рамках концепции «умной специализации» региона. Human Progress. 2021. Т. 7. № 4. https://doi.org/10.34709/IM.174.13
8. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты. Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 135–145. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-1-135-145
9. Михеева Н. Н. Приоритеты регионально развития как фактор экономического роста. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2018. Т. 16. С. 32–55. https://doi.org/10.29003/m252.sp_ief_ras2018/32-52
10. Угрюмова А. А. Управление экономическим ростом агломераций (на примере Московской агломерации): дис. … д-ра экон. наук. М., 2005. 284 с. https://elibrary.ru/nnqevr
11. Батюков К. В., Исмагилова Г. В. Интеграция процессов дуального образования для подготовки производственного персонала на примере АО «ПНТЗ». Российские регионы в фокусе перемен: XVIII Междунар. конф. (Екатеринбург, 16–18 ноября 2023 г.) Екатеринбург: Ажур, 2023. С. 486–490. https://elibrary.ru/pnqxwp
12. Домнышев А. В., Затепякин О. А. Стратегическое партнерство ЕВРАЗа с базовыми образовательными учреждениями. Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 15–16 марта 2023 г.) Новокузнецк: СибГИУ, 2023. Ч. 1. С. 3–9. https://elibrary.ru/cxdodl
13. Домнышев А. В. Профориентационная работа как один из ключевых элементов эко системы. Лучшая научная статья 2021: XLIII Междунар. науч.-исслед. конкурс (Пенза, 30 июня 2021 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 51–53. https://elibrary.ru/ipscpa
14. Домнышев А. В., Затепякин О. А. Формирование экосистемы на базе учебного центра. Студент года 2021: Междунар. учеб.-исслед. конкурс. (Петрозаводск, 19 мая 2021 г.) Петрозаводск: Новая наука, 2021. Ч. 4. С. 34–41.
15. Затепякин О. А., Казанцева Г. Г., Иванова Е. В., Домнышев А. В. Экосистемный подход к формированию профессионального потенциала региона в условиях цифровой трансформации. Human Progress. 2022. Т. 8. № 1. https://doi.org/10.34709/IM.181.7
16. Пфетцер С. А., Пфетцер А. А. Стратегия формирования отраслевых и межрегиональных центров компетенций. Теория и практика стратегирования: IV Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 25–26 февраля 2021 г.) Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 3. С. 25–28. https://elibrary.ru/kyjgte
17. Домнышев А. В. Современные подходы подготовки кадров для промышленного производства на основе автоматизации и цифровизации процесса обучения. Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: XIV Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, 23 января 2022 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 93–95. https://elibrary.ru/jyzdpv
18. Домнышев А. В., Затепякин О. А. Опережающее развитие персонала как фактор повышения конкурентоспособности персонала и развития бизнеса. Системы автоматизации (в образовании, науке и производстве) AS'2022: Всерос. науч.-практ. конф. (с Междунар. уч.) (Новокузнецк, 15–16 декабря 2022 г.) Новокузнецк: СибГИУ, 2022. С. 447–453. https://elibrary.ru/vmnccp
19. Домнышев А. В. Построение системы внутренней конкурентоспособности персонала на промышленном предприятии как фактор развития и удержания сотрудников и развития предприятия. Конкурс молодых ученых: XI Междунар. науч.-исслед. конкурс (Пенза, 15 июня 2022 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 108–111. https://elibrary.ru/dmlccm
20. Воронин Б. А., Карпухин М. Ю., Чупина И. П., Воронина Я. В., Чупин Ю. Н. Региональная экономика в аспекте производственного потенциала территорий. Екатеринбург: Уральский ГАУ, 2021. 312 с.
21. Буланов Ю. Н., Иванова Е. В. Оценка предварительных результатов реализации Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 3. URL: https://eee-region.ru/article/5512/ (дата обращения: 10.08.2024). https://elibrary.ru/joheis
22. Капустянова К. А., Гелета И. В. Совершенствование системы оценки конкурентоспособности персонала на предприятии. Символ науки. 2016. № 11-1. C. 67–70. https://elibrary.ru/slxlbj
23. Макекадырова А. С., Кравцевич С. В. Современные аспекты регулирования конкурентоспособности работников на отечественном рынке труда. Лидерство и менеджмент. 2024. Т. 11. № 1. С. 121–148. https://doi.org/10.18334/lim.11.1.120500
24. Ракитина Н. А. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда на основе социального партнерства. ИНСАЙТ, 2020. № 3. С. 97–106. https://elibrary.ru/lrrrwq
25. Домнышев А. В., Затепякин О. А. Академия Карьеры ЕВРАЗа – проект непрерывного профессионального развития специалистов. Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего: Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 17–23 ноября 2023 г.) М.: РАН, 2024. Т. 3. С. 332–339.