Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приведены результаты обобщения опыта формирования компетенций, связанных с управлением проектами, у студентов классического университета. Дана характеристика системы высшего образования Кемеровской области – Кузбасса и показана динамика основных показателей. Цель – обосновать необходимость и возможность формирования навыков управления проектами в университетах для регио­нального развития. Одна из задач – проанализировать организацию проектной деятельности в вузе и регионе. Проанализированы терминологические ошибки в исследуемой области и организация проектной деятельности в вузе и регионе. Установлена необходимость применения системного подхода в преподавании проектного менеджмента. Выявлены проблемы в подготовке специалистов с необходимыми компетенциями для управления проектами, и даны рекомендации по их разрешению. Эмпирическая база: данные мониторинга деятельности вузов; анализ сайтов организаций; экспертные оценки, полученные в ходе интервью с руководителями. Обнаружено, что в Кемеровском государственном университете организована работа по формированию проектных компетенций для учащихся школ (через работу школы юных стратегов) и реализуются программы дополнительного образования. По мнению автора, в настоящее время объемы подготовки недостаточны для формирования проектных компетенций нужного качества. Вовлечение учащихся в проекты, реализуемые на уровне региона, муниципалитетов, вузов, могло бы не только способствовать успешному закреплению навыков, но и мотивировать обучающихся участвовать в решении проблем региона и его развития в целом. Включение в проектные команды выпускников с достойной материальной мотивацией частично решило бы проблему оттока молодежи из региона.

Ключевые слова:
региональное развитие, проектная деятельность, управление проектами, компетенции, университет, качество образования
Список литературы

1. Соболева О. Н., Лучинина В. В. Проектный подход в управлении социально-экономическим развитием региона (на примере Кировской области). Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 388–396. https://doi.org/10.34755/IROK.2021.10.36.166

2. Уандыкова М. К. Системные модели управления рисками при формировании программ инновационного развития региона. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 4. С. 487–500. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2019.10.4.487-500

3. Дышловой И. Н., Ибрагимов Э. Э., Семенова Л. В., Солнцева О. Г. Проектный и процессный подходы к реализации программ развития региона. Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14. № 1. С. 55–67. https://elibrary.ru/wiwaxy

4. Ефремов Е. А., Меньшенина Е. А., Донченко К. В. Зачем переводчику навыки управления проектами. Инновационные технологии и технические средства специального назначения: 13 Общерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16–20 ноября 2020 г.) СПб.: БГТУ «Военмех», 2021. Т. 2. С. 138–140. https://elibrary.ru/bpqzqa

5. Найдис О. А., Бартош Е. А. Знания и навыки инженера для эффективного управления проектами. Управление научно-техническими проектами: 4 Междунар. науч.-техн. конф. (Москва, 3 апреля 2020 г.) М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2020. С. 187–191. https://elibrary.ru/fewqio

6. Чичкин Д. И. Формирование навыков управления проектами как фактор повышения профессиональной компетентности студентов вузов. Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: VI Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Пермь, 3–4 декабря 2019 г.) Пермь: ПГНИУ, 2019. С. 336–340. https://elibrary.ru/oclmzx

7. Галимуллина Н. М., Коршунова О. Н., Дианова Ю. А., Вагаева О. А. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты. ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 407–422. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.38

8. Шодонова М. Э. Механизмы реализации и индикаторы достижения универсальной компетенции УК-2 в рамках дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности». Формирование компетенций в условиях современных потребностей рынка труда: Междунар. науч.-метод. конф. (Улан-Удэ, 18–19 марта 2020 г.) Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2020. Вып. 27. С. 16–20. https://elibrary.ru/ayslwm

9. Бородай А. Д. Формирование универсальных компетенций у будущих журналистов в вузе. Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Междунар. науч. конф. (Москва, 14–16 ноября 2019 г.) М.: МосГУ, 2019. Ч. 1. С. 114–119. https://elibrary.ru/fptgvp

10. Леонтьева А. В., Деткова И. В. Возможности дисциплины «Тренинг профессиональной коммуникации» в формировании универсальных компетенций обучающихся. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 1. С. 53–60. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-1-53-60

11. Агеев В. А. Национальные проекты как драйверы развития российской экономики: региональный аспект (на примере Камчатского края). Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 236. № 4. С. 98–120. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2022-236-4-98-120

12. Масюк Н. Н., Бауэр Е. А., Бушуева М. А. Национальные проекты как инструменты активизации инновационной деятельности в регионе. Фундаментальные исследования. 2022. № 7. С. 69–76. https://doi.org/10.17513/fr.43286

13. Потравный И. М., Яшалова Н. Н., Гассий В. В., Чавез Ф. К. Й. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона. Экономика региона. 2019. Т. 15. № 3. С. 806–821. https://doi.org/10.17059/2019-3-14

14. Иваненко Л. В., Киселева О. Н., Филиппов Д. В. К вопросу повышения эффективности взаимодействия образования и бизнеса как фактора инновационного развития регионов. Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2022. № 3. С. 27–35. https://elibrary.ru/qmevkm

15. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: ТУСУР, 2010. 238 с. https://elibrary.ru/quooir

16. Авдеева И. Л., Задоренко И. О. Тенденции современного управления проектами в регионе. Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44. С. 390–393. https://elibrary.ru/ywvrhz

17. Волгин А. Д., Гимпельсон В. Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях. М.: ВШЭ, 2021. 34 с.

18. Приходько О. В. Проектные технологии в обучении в вузе как средство конструирования персональной образовательной среды студента. Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 147–151. https://elibrary.ru/wprwgu

19. Опрятова О. В. Влияние опорных университетов на развитие региональной экономики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 62–69. https://doi.org/10.53598/2410-3683-2022-3-305-62-69

20. Котомина О. В., Третьякова Е. А. Взаимосвязь развития региона и функционирования вузов (на примере Северо-Западного федерального округа). Балтийский регион. 2024. Т. 16. № 1. С. 117–140. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-1-7

21. Радыгина С. В. Инструменты поддержки молодежного предпринимательства и стартап-движения. Молодежное предпринимательство как фактор экономического роста. Инструменты поддержки startup: Междунар. науч.-практ. конф. (Ижевск, 18 мая 2022 г.) Ижевск: УдГУ, 2022. С. 5–12. https://elibrary.ru/ifcxdu

22. Манчинская Л. И., Шувалов В. В. Роль дополнительного профессионального образования в экономике региона. Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 4. С. 225–231. https://elibrary.ru/osrovq

23. Арчибальд Р. Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия АйТи, 2010. 463 с. https://elibrary.ru/qtztup


Войти или Создать
* Забыли пароль?