Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Вызовы современного общества требуют от системы образования подготовки кадров в области инженерных и цифровых технологий, а также развития фундаментальных наук. Все это вызывает необходимость хорошего математического образования, которое лежит в основе фундаментальных и прикладных исследований. Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение уровня математической подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, что связано в том числе с нехваткой педагогических кадров в школах. Актуализируются вопросы, связанные с подготовкой будущих педагогов по математике и информатике, обладающих как фундаментальными знаниями по предмету, так и методическими приемами, профессиональными педагогическими компетенциями. Цель – рассмотреть опыт подготовки преподавательских кадров в условиях классического университета. Выделены отличительные черты современного педагога. Показаны возможности подготовки преподавателя математики и информатики в рамках не только традиционных педагогических направлений, но и на других направлениях путем изменения учебных планов и включения в них педагогического блока. Отдельно обсуждаются вопросы предоставления студентам и выпускникам вуза возможности получения квалификации «Преподаватель» в рамках дополнительной профессиональной подготовки. На примерах по отдельным направлениям продемонстрирована реализация профессиональной подготовки специалистов. В результате определены задачи и перспективы подготовки педагогов по математике и информатике для системы образования Кемеровской области – Кузбасса.
профессиональная подготовка, компетенция, качество подготовки, педагогическое образование, подготовка будущих учителей, образовательный процесс
1. Семенов А. С., Абылкасымова А. Е. Подготовка будущего учителя математики – ключ к изменениям. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2024. Т. 22. № 2. C. 9–28. https://doi.org/10.55959/LPEJ-24-13
2. Кондаурова И. К., Захарова Т. Г., Гусева М. А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования. Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81–84. https://elibrary.ru/tfaccl
3. Канева Е. А. Анализ сформированности специальных способностей будущих учителей математики и информатики. Московский педагогический журнал. 2024. № 1. С. 137–146. https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-137-146
4. Шурко Г. К. Принципы довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики. Дидактика математики: проблемы и исследования. 2017. № 46. С. 64–71. https://elibrary.ru/yqrgwn
5. Шакирова Л. Р., Фалилеева М. В. Цифровые компетенции учителя математики и информатики: анализ опроса работодателей. Новые информационные технологии в образовании и науке. 2022. № 5. С. 107–115. https://doi.org/10.17853/2587-6910-2022-05-107-115
6. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001. 40 с.
7. Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста. Ананьевские чтения: науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24–26 октября 2006 г.) СПб.: СПбГУ, 2006. С. 257–259.
8. Синчуков А. В. Математическая подготовка современного учителя математики и информатики. Инновационная наука. 2016. № 11-1. С. 173–175. https://elibrary.ru/wzuncr
9. Шурко Г. К. Теоретические основы подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики. Дидактика математики: проблемы и исследования. 2017. № 45. С. 64–74. https://elibrary.ru/foyhoc
10. Калина И. И. Вклад МГУ имени М. В. Ломоносова в формирование технологического суверенитета страны средствами подготовки учителей естественно-научного профиля. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. Т. 20. № 3. С. 56–64. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-56-64
11. Лебедева О. В., Гребенев И. В., Авралев Н. В., Чупрунов Е. В. Подготовка учителя физики в классическом университете: исторический опыт и современные задачи. Педагогическое образование в России. 2024. № 4. С. 290–296. https://elibrary.ru/vtrorg
12. Маланов И. А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-3-32-36
13. Преснякова Т. Н., Анкудинова C. А., Непочатых И. А. Проблема сознательного выбора профессии педагога. Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. C. 209–216. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10116
14. Фомина Т. П., Карлова М. Ю. Исследование факторов, влияющих на выбор профессии и успешность обучения студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», средствами статистического анализа. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 2. С. 59–63. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.13
15. Кейв М. А., Журавлева Н. А. Оценка готовности студентов 1–2-х курсов – будущих учителей математики к освоению профильных дисциплин в вузе. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2023. № 1. С. 90–99. https://elibrary.ru/prsnnu
16. Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 5. С. 110–114. https://elibrary.ru/ookfyr
17. Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Компетентностный и контекстный подходы в педагогической подготовке будущих учителей информатики, математики, физики. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 110–112. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-110-112
18. Тихонова Ю. В. Глава I. Профессиональная компетентность педагога в развитии личности обучающегося в школе и семье. Современная наука в теории и практике, науч. ред. М. Л. Вартанова. М.: Перо, 2020. С. 6–42. https://elibrary.ru/aiwszf
19. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
20. Кутумова А. А., Шебанова Л. П. Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе бакалавриата. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15206 (дата обращения: 10.11.2024).
21. Портнова А. Г., Лесникова С. Л., Русакова Н. А. Использование математических методов для мониторинга качества успеваемости студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 218–226. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-218-226
22. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31. https://elibrary.ru/skglqx
23. Волков А. И., Лукин В. Н., Чернышов Л. Н. «Перевернутый» учебный план – это решение или проблема? Моделирование и анализ данных. 2023. Т. 13. № 2. С. 206–214. https://doi.org/10.17759/mda.2023130212
24. Глухова О. Ю., Смоленцев Н. К. Реализация проектного обучения в университете. Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: II национ. конф. (Кемерово, 15 октября 2020 г.) Кемерово: КемГУ, 2020. С. 9. https://elibrary.ru/mohiiu
25. Бурзалова Т. В. О содержательной непрерывности математической подготовки будущего учителя математики и информатики. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 15. С. 17–20. https://elibrary.ru/okiyqh